1
Содержание
Введение ………………..…………………………………………………3
Раздел 1. Паспорт программы развития МБДОУ д/с ОВ № 9 …………4
Раздел 2. Информационная справка……………………..………….........6
Раздел 3. Проблемный анализ деятельности МБДОУ д/с ОВ № 9.....…11
3.1. Анализ осуществления образовательного процесса ………..……..11
3.2. Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса……...12
3.3.Анализ результатов образовательного процесса…………………....12
3.4. Выявленные проблемы, определение возможных путей их решения ………………………………………………………………………....14
Раздел 4. Концепция развития МБДОУ д/с ОВ № 9..…………………..16
4.1.Образ выпускника ДОО ……………………………………………...17
4.2.Образ педагога ДОО……………………………………………….…18
4.3.Модель будущего ДОО……………………………………………….20
4.4.Механизм реализации образовательного процесса…………...……21
4.5. Критерии оценки эффективности и реализации Программы
развития ДОО .............................................................................................21
Раздел 5. Основные направления Программы развития………………22
I этап (подготовительный)………………………………………………22
II этап (реализация )………………………………………………………23
III этап (обобщающий)…………………………………………………...24
Раздел 6. Планируемый результат……………. ………………………...26
2
Введение
Развитие - это целенаправленный, закономерный, непрерывный и
необратимый процесс перехода дошкольной образовательной организации в
качественно
новое
состояние,
характеризующееся
постоянно
увеличивающимся потенциалом роста. Этот процесс сложный и длительный,
требующий организации, согласованности действий всех сотрудников ДОО,
контроля над промежуточными результатами.
Программа развития МБДОУ д/с ОВ № 9 (далее Программа) - это
система действий для достижения желаемого результата развития
учреждения. Программа направлена на повышение качества образования и
воспитания в МБДОУ д/с ОВ № 9 и предполагает активное участие всех
участников педагогического процесса в ее реализации - руководителя
образовательной организации, педагогов, детей и их родителей.
•
•
•
•
•
Основное предназначение программы
Определение факторов, представляющих возможности для достижения
поставленных целей развития ДОО.
Построение целостной концептуальной модели будущего ДОО, ориентированного на обеспечение равных возможностей для полноценного
развития каждого ребенка в период дошкольного детства в образовании, развитии, поддержании и укреплении здоровья.
Определение направлений и содержания инновационной деятельности
учреждения.
Формирование сбалансированного ресурсного (нормативно-правового,
научно-методического, кадрового и финансового) обеспечения, сопряжение его с целями и действиями деятельности ДОО.
Обеспечение условий для непрерывного повышения профессионализма
педагогических работников ДОО.
Качественные характеристики программы
Актуальность - программа ориентирована на решение наиболее значимых проблем для перспективной системы образовательного процесса ДОО.
Прогностичность - данная программа отражает в своих целях и планируемых действиях будущие требования к ДОО. Наряду с этим просчитываются и риски, возникновение которых возможно при реализации программы.
Рациональность - программой определены цели и способы получения
максимально возможных результатов.
Реалистичность - программа призвана обеспечить соответствие между
целями программы и средствами их достижений.
Целостность - наличие в программе всех структурных частей, обеспечивающих полноту состава действий, необходимых для достижения цели (проблемный анализ, концептуальные положения и стратегия развития, план действий и предполагаемые результаты).
3
Контролируемость - в программе определены конечные и промежуточные цели и задачи, которые являются измеримыми, сформулированы критерии оценки результатов развития ДОО.
Нормативно-правовая адекватность - соотнесение целей программы и
планируемых способов их достижения с законодательством федерального,
регионального и местного уровней.
Индивидуальность - программа нацелена на решение специфических (не
глобальных) проблем ДОУ с учетом особенностей детского сада, запросов и
потенциальных возможностей педагогического коллектива, социума и родителей.
Раздел 1. Паспорт Программы развития МБДОУ д/с ОВ № 9
Наименование Программы
Правовое основание для
разработки
Программы
Программа развития муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения
общеразвивающего вида № 9
• Конвенция о правах ребенка;
• Конституция Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об
образовании» в Российской Федерации;
• Постановление Главного государственного санитарного
врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 г. Москва «Об утверждении Сан-ПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных
организациях»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от
30.08.2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации
и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным
программам дошкольного образования»;
• ФГОС ДО, утвержденный приказом №1155 от 17.10.2013г.
• Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года (утверждена Постановлением Правительства РФ от 04.10.2000 № 751);
• Устав МБДОУ д/с ОВ № 9;
• лицензия на осуществление образовательной деятельности
от 14.03.2014 года № 06104, выданной Министерством образования и науки Краснодарского края.
Заказчик Про- Администрация муниципального образования Кущевский
граммы разрайон в лице управления образованием
вития
Разработчики Заведующий Новикова Л.В.,
Программы
старший воспитатель Селиверстова Т.Н.,
развития
педагогический коллектив
4
Управление
Программой
Исполнители
Программы
развития
Назначение
Программы
развития
Траектория
реализации
Программы
развития
Источники
финансирования
Ожидаемые
результаты
реализации
Программы
Корректировка программы осуществляется педагогическим
советом ДОО, управление реализацией Программы развития
- администрация ДОО
Администрация, работники ДОО, родители воспитанников
Обеспечить условия для функционирования ДОО как открытого, современного учреждения, реализующего качественные
образовательные услуги, максимально удовлетворяющие социальный заказ государства и родительского сообщества
ДОО.
Программа предназначена для адаптации МБДОУ д/с ОВ №
9 к современным образовательным условиям, стимулирует
развитие творческого потенциала работников ДОО, способствует повышению качества предоставляемых услуг, оптимальному
использованию
кадровых,
материальнотехнических ресурсов.
Настоящая программа содержит концепцию работы МБДОУ
д/с ОВ № 9 в режиме развития на 2020-2024 г.г., основные
стратегические и тактические ориентиры деятельности специалистов ДОО по ее реализации.
Программа разработана на 2020 - 2024 годы и будет реализована в три этапа:
I этап (подготовительный) январь – август 2020 г.
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы Развития
II этап (реализации) сентябрь 2020 г.- август 2024 г.
Цель: практическая реализация Программы Развития
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2024 г.
Цель: выявление соответствия полученных результатов по
основным направлениям Развития ДОУ поставленным целям
и задачам
Краевой бюджет, муниципальный бюджет, внебюджетные
средства, полученные от платных услуг и добровольных пожертвований
• Соответствие образовательному заказу общества;
• Система управления ДОО будет соответствовать требованиям современности;
• Обновлённая структура и содержание образования через
реализацию инновационных, в том числе здоровьесберегающих технологий;
• Кадровое обеспечение, соответствующее современным
требованиям;
• Медико-психолого-педагогическая система сопровождения
5
ребёнка;
• Оздоровление детей с учётом их индивидуальных возможностей, в том числе детей-инвалидов, воспитанников;
• Успешное усвоение выпускниками ДОО образовательной
программы дошкольного образования;
• Успешная социализация выпускников ДОО в условиях
школы;
• Стабильная работа системы раннего развития, специальная
помощь детям раннего возраста;
• Родители ДОО будут непосредственными участниками
воспитательно-образовательного процесса;
• Обновлённая система социального партнёрства;
• Реализация дополнительного образования детей в ДОО;
• Обновленная материально-техническая база ДОО.
Раздел 2. Информационная справка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 9 расположено по адресу: 352022,
Краснодарский край, Кущевский район, поселок Певомайский, улица Красная, 1, телефон: 8-861-68-4-83-89. Сайт: detssad9.ucoz.com.
Учредителем МБДОУ д/с ОВ № 9 является администрация муниципального образования Кущевский район в лице управления образованием.
Дошкольное образовательное учреждение функционирует на основании Устава МБДОУ д/с ОВ № 9, утвержденного начальником управления
образованием администрации МО Кущевский район 16.01.2018 г., зарегистрированного в Межрайонной ИФНС России № 4 31.01.2018 года, регистрационный № 2182375138075, лицензии на осуществление образовательной
деятельности от 14.03.2014 года № 06104, выданной Министерством образования и науки Краснодарского края.
Тип детского сада – дошкольная образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за
детьми, вид – общеразвивающий, организационно-правовая форма детского
сада – муниципальное учреждение. Руководит детским садом заведующий
Новикова Лилия Владимировна, образование высшее педагогическое, стаж
работы
30 лет, стаж работы в занимаемой должности 12 лет.
Учреждение размещается в двухэтажном типовом здании, построенном
и открытом в 1972 году. Располагает пятью изолированными друг от друга
групповыми ячейками, спортивным и музыкальным залами, музейной комнатой, медицинским кабинетом, вспомогательными помещениями, имеются все
коммуникации. Территория детского сада озеленена на 70%, оборудована пятью игровыми, одной спортивной и одной хозяйственной площадками, разбиты цветники, газоны, пешеходные дорожки, огород, экологическая тропа.
6
Отапливается здание собственной газовой котельной, оборудованной
двумя бытовыми газовыми котлами.
В непосредственной близости от детского сада находятся МБОУ СОШ
№ 7, КДЦ Первомайского сельского поселения, администрация Первомайского сельского поселения, правление базового сельскохозяйственного
предприятия ОАО «Зерносовхоз «Кущевский», жилые кварталы.
59% семей воспитанников проживают в пешеходной доступности, 41%
семей в соседних хуторах на расстоянии от ДОУ 5-14 км.
Режим работы учреждения: пятидневная рабочая неделя, с 7.00 до
17.30. Праздничные дни - по календарю.
Проектная мощность МБДОУ д/с ОВ № 9 – 95 детей. Дошкольное учреждение полностью укомплектовано детьми.
В детском саду функционируют 5 групп общеразвивающей направленности:
- 1 младшая группа (с 2 до 3лет);
- 2 младшая группа (с 3 до 4 лет);
- средняя группа (с 4 до 5 лет);
- старшая группа (с 5 до 6 лет);
- подготовительная группа (с 6 до 7 лет).
Для детей организовано четырехразовое питание, пребывание 10,5 часов. Снабжение продуктами осуществляется централизованно на договорной
основе.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
В МБДОУ д/с ОВ № 9 работают 12 педагогов. Из них 8 воспитателей,
1 старший воспитатель, 1 педагог-психолог, 1 музыкальный руководитель,
1 инструктор по физической культуре.
Модель управления детским садом
7
В соответствии с ФГОС ДО и Уставом ДОО реализует основную
образовательную программу дошкольного образования с приоритетными
направлениями деятельности:
1.Физическое воспитание и укрепление здоровья детей.
2.Обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в ДОУ.
3.Обеспечение гармоничного, интеллектуального, эстетического и личностного развития детей.
Достижения педагогов за 2018-2019 годы
Кол-во
участников
Из них
призовых
мест
Всероссийский в
сети Интернет
40
Региональный
Итого
15
Муниципальный
30
31
5
5
41
85
Достижения воспитанников за 2018-2019 годы
Кол-во
участников
Из них
призовых
мест
Всероссийский в
сети Интернет
22
Региональный
Итого
15
Муниципальный
30
20
13
13
46
67
В течение 2018 и 2019 годов 8 педагогов обобщили и распространили
свой педагогический опыт на районных методических объединениях, в том
числе, проводимых на базе МБДОУ д/с ОВ № 9, 4 педагога представили 7
своих методических разработок на районном методическом Совете.
Материально-техническое оснащение
Состав МБДОУ д/с ОВ № 9:
1. Двухэтажное здание общей площадью помещений 1082,9 кв.м.
2. Двухэтажное здание прачечной (в настоящее время недействующей), в
подвале которой расположено овощехранилище.
3. Пять изолированных игровых площадок.
4. Пять деревянных прогулочных веранд (одна из них в аварийном состоянии
и поэтому нефункциональна).
5. Спортивная площадка.
8
6. Хозяйственная площадка.
7. Цветники, клумбы, деревья.
8. Огород.
9. Ограждение территории (сплошные металлические секции).
10.Вспомогательные сооружения для хранения хозяйственного инвентаря.
В здании учреждения размещены пять групповых ячеек, музыкальный
и спортивный залы, методический кабинет, кабинет заведующей, медицинский кабинет, изолятор на 1 место, методический кабинет, музейная комната, костюмерная, пищеблок, состоящий из трех помещений, кладовая, постирочная, помещение для приготовления дезинфицирующих растворов.
Ежегодно в помещениях ДОУ проводятся косметические ремонты.
Все помещения и работники учреждения оснащены необходимым оборудованием и инвентарем. Учреждение располагает техническими средствами: мультимедийная установка, музыкальный центр, телевизор, аудиомагнитофон, 3 компьютера, 2 МФУ.
Сведения о состоянии материально-технической базы
№ п/п
1
2
3
4
5
Наименование
% обеспеченности
Оборудование и сантехника
Жесткий инвентарь
Мягкий инвентарь
% износа здания
% износа ограждения
100
100
100
49
60
Социальное партнёрство
Направление сотрудничества
Организация, учреждение
Министерство образования, науки и молодежной политиОрганизационное ки Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский
район
Администрация МО Кущевский район
Совет депутатов МО Кущевский район
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
при администрации МО Кущевский район
Управление по вопросам семьи и детства МО Кущевский
район
Администрация Первомайского сельского поселения Кущевского района
Совет депутатов Первомайского сельского поселения
9
Образовательное
Финансовое
Оздоровительное
Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края
Управление образованием администрации МО Кущевский
район
Институт развития образования Краснодарского края
Центр развития образования УО
МБОУ СОШ № 7 поселка Первомайского
Историко-краеведческий музей Кущевского района
Музей боевой и трудовой славы поселка Первомайского
Кущевского района
Культурно-досуговый центр Первомайского сельского поселения
Дом детского творчества Кущевского района
Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия управления образованием»
ЦРБ Кущевского района
Первомайская участковая больница
Обеспечение безопасности образовательного процесса
Основными направлениями деятельности администрации детского сада
по обеспечению безопасности являются:
- пожарная безопасность
- антитеррористическая безопасность
- обеспечение выполнения санитарно-гигиенических требований
- охрана труда.
В начале календарного года издаются приказы об ответственности за
различные направления безопасной работы ДОО.
Поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения, рабочее состояние пожарной сигнализации, выполняются требования инструкции по пожарной безопасности. Дважды в год все
работники учреждения проходят инструктаж по пожарной безопасности. Ответственность за пожарную безопасность несет завхоз.
В целях соблюдения антитеррористической безопасности в детском саду установлена связь с вневедомственной охраной Кущевского района и
кнопка тревожной сигнализации.
Главной задачей организации охраны труда в детском саду является
создание и обеспечение здоровых и безопасных условий труда, сохранение
жизни и здоровья воспитанников и работающих в процессе труда, создание
оптимального режима труда, обучения и организованного отдыха.
10
Раздел 3. Проблемный анализ деятельности МБДОУ д/с ОВ № 9
3.1. Анализ осуществления образовательного процесса
в МБДОУ д/с ОВ № 9
Для каждой возрастной группы в МБДОУ д/с ОВ № 9 отведена отдельная групповая ячейка, состоящая из приемной, игровой, спальной, туалетной
и буфетной комнаты. В группах организована развивающая предметно –
пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО, способствующая всестороннему развитию детей и формированию личности. РППС в ДОО соответствует возрастным особенностям и возможностям детей, включая в нее
как традиционные компоненты, так и инновационные. В группах создана эстетически оформленная, содержательная, информационная, разнообразная и
динамическая среда жизнедеятельности детей.
Оформление интерьера здания, групповых комнат осуществляется с
учетом норм эстетики и требований СанПиН 2.4.1.3049-13.
Методически грамотно оборудованы учебные и игровые зоны. Их размещение продумано в зависимости от освещенности, компактности, мобильности и рациональности.
Методический кабинет содержит весь необходимый материал, методическую и художественную литературу для осуществления образовательного
процесса.
В МБДОУ д/с ОВ № 9 функционирует спортивный зал и спортивная
площадка на территории учреждения. Зал оснащён спортивным оборудованием для разнообразной двигательной деятельности, тренажёрами, сухим
бассейном и др. спортивная площадка оборудована беговой дорожкой,
прыжковой ямой, футбольными воротами, баскетбольным кольцом, рукоходом, балансиром, полосой препятствий, мишенью для перебрасывания мячей.
Дети занимаются физкультурой в единой спортивной форме и обуви.
Имеется медицинский блок, который включает процедурный кабинет,
изолятор. Медицинская деятельность МБДОУ д/с ОВ № 9 лицензирована в
2010 году.
Важное значение придается оборудованию музыкального зала. Он используется для проведения самых различных мероприятий и оснащен фортепиано, синтезатором, музыкальным центром, телевизором, ширмой для показа кукольных театров, шумовыми и ударными музыкальными инструментами, всевозможным материалом к занятиям, развлечениям и утренникам,
разнообразен выбор видеокассет и музыкальных дисков. Приобретёна программа по музыкальному развитию детей дошкольного возраста «Ладушки»
с аудиоприложениями. Постоянно сохраняется и множится костюмерная
детского сада.
Для ознакомления детей с традициями Кубани в МБДОУ д/с ОВ № 9
оборудована музейная комната «Хата казака», оснащенная разнообразным
набором старинных подлинных предметов быта и культуры.
11
3.2. Анализ кадрового обеспечения образовательного процесса
Образовательный ценз педагогов
С высшим образованием
1.
2.
3.
4.
Со средним специальным образованием
1. Дрыгала О.В.
2. Емельянова О.А.
3. Камышанова Н.А.
4. Савощик К.А.
5. Самойлик С.Б.
6. Стрюк Л.С.
7. Макагон О.И.
8. Шашкова Н.В.
Иванченко Н.А.
Мусиенко Л.И.
Селиверстова Т.Н.
Чернова Н.В.
Кадровый состав по стажу работы
До 5 лет
1. Савощик
К.А.
2. Макагон
О.И.
от 5 до 10
лет
1. Камышанова Н.А.
от 10 до 15
от 15 до 20
лет
лет
1. Дрыгала 1.Самойлик
О.В.
С.Б.
2. Иванченко
Н.А.
3. Селиверстова Т.Н.
Свыше 20
лет
1. Емельянова О.А.
2. Мусиенко
Л.И.
3. Стрюк
Л.С.
4. Чернова
Н.В.
5. Шашкова
Н.В.
Уровень квалификации педагогов
Высшая категория
I категория
Соответствие занимаемой
должности
1. Самойлик С.Б.
1. Емельянова О.А.
1. Дрыгала О.В.
2. Селиверстова Т.Н.
2. Чернова Н.В.
2. Иванченко Н.А.
3. Чернова Н.В.
3. Шашкова Н.В.
3. Мусиенко Л.И.
4. Макагон О.И.
Все педагоги один раз в три года повышают уровень квалификации.
3.3. Анализ результатов образовательного процесса
Развитие игровой деятельности дошкольников.
Анализ
результатов выявления уровня развития игрой деятельности детей показал,
что дети охотно участвуют в совместных играх со взрослыми, проявляют
12
творчество в ролевом поведении, создании игровой обстановки, проявляют
интерес к построению игрового сюжета. Однако наблюдения за поведением
детей в играх показали, что часть детей не умеют согласовывать свою
игровую позицию с позицией партнера по игре, часто оставляют общую игру
до ее завершения, затрудняются в объяснении правил игры, ведении диалога
между партнерами по игре. Это обусловлено, на наш взгляд, подменой
педагогами в режиме дня игры другими видами деятельности.
Развитие конструктивной деятельности. Отмечается положительная
динамика в овладении детьми конструктивной деятельностью. Дети проявляют интерес к конструктивной деятельности, что подтверждается результатами освоения детьми требований программы по разделу «Конструирование». В этом помогает использование технологий, направленных на развитие
познавательной активности и творчества детей. Однако, часть педагогов испытывает
затруднения
в
реализации
принципа
индивидуальнодифференцированного подхода в процессе руководства конструктивной деятельностью детей.
Развитие речевой деятельности. Сравнение уровня овладения речевой деятельностью за два последних года выявило динамику ее развития: дети стали более инициативны, общительны, свободно вступают в разговор со
взрослыми и сверстниками, имеют богатый словарный запас. Полученные
результаты были достигнуты за счет: создания условий для речевого развития в группах, учета способностей, особенностей развития детей, проведения
индивидуальных занятий с логопедом. Но все же есть дети, у которых речевая деятельность недостаточно развита. Они испытывают затруднения в произношении отдельных звуков, не регулируют силу голоса, не проявляют
инициативу в общении.
Развитие изобразительной деятельности. Анализ уровня развития
изобразительной деятельности детей показал, что на должном уровне организована работа по приобщению детей к миру искусства, по использованию
разнообразных материалов, нетрадиционных техник изображения. Перспективным будет интеграция образовательных областей «Музыка», «Художественное творчество» (лепка, аппликация).
Развитие музы кальной деятельности. Дети стремятся к качественному выполнению заданий, поиску способов их выразительного исполнения.
Пение детей выразительно, в процессе движения под музыку дети проявляют
творческое отношение к исполнению плясок, игр, хороводов, упражнений. В
процессе музыкальных занятий постоянно решаются задачи нравственного,
общекультурного воспитания детей. В музыкальном репертуаре сочетаются
высокохудожественная народная классическая и современная музыка.
Развитие математических представлений. Анализ развития математических представлений у детей показал, что дошкольники успешно осваивают программу. Однако работа с детьми недостаточно индивидуализирована с учетом того, что имеются дети, испытывающие затруднения и дети, опережающие в развитии своих сверстников.
Развитие экологической культуры, формирование естественнона13
учны х представлений. Изучение этого вопроса показало, что дети свободно классифицируют отряды животных, птиц, растений, устанавливают взаимосвязи роста и жизни живых организмов от среды обитания и особенностей
из развития. У детей сформированы основные представления о живой и неживой природе, знаний о роли и значении человека в природе.
На положительные результаты в экологической дельности повлияло внедрение в практику педагогической работы экспериментирования с живыми и неживыми
объектами природы, приемы моделирования. Много внимания педагоги уделяют вопросам оздоровления детей средствами природы.
Развитие представлений о человеке в истории и культуре. Педагогам удалось повысить интерес детей к родному краю и людям, населяющим
его, к прошлому нашей Родины, к народным традициям и обычаям и др. Активно используется мультимедийные технологии для повышения информационной насыщенности содержания учебного материала.
Взаимодействие с семьями воспитанников. Родители осведомлены о
том, какие программы и технологии, развивающие личность ребенка, имеются в ДОО, о квалифицированной помощи. Об особенностях взаимоотношений педагогов и детей. Дошкольное учреждение своевременно реагирует на
запросы родителей. В работе с родителями сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения,
применяются различные формы изучения семьи, установления взаимоотношений и разнообразная просветительская деятельность, организуются встречи со специалистами различного профиля, лектории, беседы, выставки, проводятся индивидуальные и групповые консультации по вопросам домашнего
воспитания.
Таким образом, количественный и качественный анализ образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения позволил
выявить наиболее сильные и слабые стороны его деятельности, а также ряд
проблем и задач, требующих решения на новом этапе развития муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида № 9.
3.4. Выявленные проблемы, определение возможных путей их решения
Направления деятельности, подвергшиеся анализу
Анализ результатов охраны и укрепления физического и психического
здоровья
воспитанников
Выявленные проблемы
- наличие в ДОО детей
с низким уровнем физического развития
14
Возможные пути решения
- активно применять в работе с
детьми здоровьесохраняющие, здоровьеукрепляющие технологии в
гармоничном сочетании с педагогическими технологиями;
- совершенствовать, корректировать
индивидуальные образовательные
маршруты с учётом динамики раз-
Анализ результатов образовательного процесса в
ДОО
- наличие в ДОО детей,
испытывающих трудности в усвоении образовательной программы;
- имеющих проблемы в
развитии интегративных качеств, формировании социальноадаптивного поведения;
- наличие в ДОО родителей (законных представителей) с потребительским отношением к
процессу образования,
воспитания и развития
их детей, с пассивным
отношением к участию
в мероприятиях;
- ограниченные возможности вариативных
форм работы в ДОО
(финансирование, помещения, кадры)
Анализ кадрового
обеспечения образовательного процесса
- отсутствие у педагогов
высшего педагогического
образования;
- наличие в ДОО педагогов, в деятельности которых сохраняется чисто
формальная ориентация на
развитие у детей знаний,
умений и навыков и отсутствует выраженная направленность на инновационные подходы в образовании детей;
- отсутствие у некоторых
педагогов опыта и желания
работы в творческих
группах по разработкам и
реализации инновацион15
вития ребёнка и возможностей
ДОО;
- расширять возможности дополнительных оздоровительных услуг.
- совершенствовать работу педагогического коллектива (искать эффективные формы) по развитию у
детей коммуникативных навыков,
интеллектуальных способностей,
умений самостоятельно усваивать
знания и способы деятельности для
решения новых задач и проблем, поставленных как взрослым, так и самим собой, способностей предлагать
собственный замысел и самостоятельно воплощать его в продуктивной деятельности;
- расширять возможности и границы вариативных форм работы в оказании специальной профессиональной помощи детям с ограниченными
возможностями здоровья, в том числе инвалидам -воспитанникам ДОО;
- осуществлять поиск эффективных
путей взаимодействия (индивидуально ориентированных) с родителями детей нового поколения, привлечение их к совместному процессу воспитания, образования, оздоровления.
создать условия для успешной аттестации и увеличения числа педагогов и специалистов с первой и высшей квалификационной категорией;
- создать условия для стабильной
работы педагогического коллектива
в режиме инновационного развития;
- профессионально и эффективно
использовать в работе современные
технологии;
- организовать мероприятия, способствующие повышению педагогической компетентности помощников
воспитателей, обучить их взаимодействию с детьми на основе сотрудничества, взаимопонимания.
ных проектов, опыта в
создании эффективных педагогических проектов в
работе с детьми;
- слабая педагогическая
подготовка младших воспитателей.
Анализ материаль- ограниченные бюджетно – технического
ные и внебюджетные
и финансового
средства для эффективобеспечения ДОУ
ной деятельности ДОО в
период рализации ФГОС
дошкольного образования и работы ДОО в режиме инновационной
деятельности.
изыскание дополнительных финансовых средств для осуществления поставленных задач.
Выделенные проблемы и пути их решения определяют перспективы развития ДОО. Обновления и реконструкции образовательного процесса не могут пройти одномоментно. Программа развития ДОО на 2020-2024 г.г. призвана осуществить переход от актуального развития ДОО к инновационному постепенно, обдуманно, исключая стрессы и перегруженность деятельности. Тем самым, делая этот
переход психологически комфортным для всех участников педагогического процесса.
Раздел 4. Концепция развития МБДОУ д/с ОВ № 9
В настоящее время одним из наиболее перспективных направлений в
системе дошкольного образования является поиск путей, обеспечивающих
интеграцию образовательного процесса, ориентированного на развитие личности и предусматривающего в своей основе личностно-ориентированную
модель образования. Это предполагает существование между взрослыми и
детьми отношений сотрудничества и партнерства, нацеливает работников
ДОО на творческое отношение к своей деятельности, формирует у них потребность к постоянному саморазвитию и самостановлению.
Миссия детского сада – в объединении усилий ДОО и семьи для создания
условий, способствующих полноценному развитию ребёнка в соответствии с
его индивидуальными особенностями, склонностями и интересами.
Это будет обеспечиваться индивидуализацией образовательного процесса
через:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих
чувств и мыслей;
поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах
деятельности.
16
Обеспечение эмоционального благополучия будет достигаться посредством:
уважительного отношения к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
непосредственное общение с каждым ребёнком;
создания условий для доброжелательных отношений между детьми.
4.1. Образ выпускника дошкольной
образовательной организации
В ФГОС ДО целевыми ориентирами на этапе завершения дошкольного
образования представлены социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка, исходя из которых мы может описать
качества личности выпускника нашего ДОУ.
Самостоятельность и инициативность. У ребёнка заложены основы для
проявления личной инициативы в различных видах деятельности. Он обладает творческим мышлением и способен действовать не по шаблону, а достигать цели альтернативным способом.
Ребёнок способен самостоятельно ставить проблему, добывать необходимую информацию для её решения, применять полученные знания в практической деятельности.
Ответственность и самоконтроль. Ребёнок обладает навыками самоконтроля, умеет планировать, принимать решения и брать ответственность за
них на себя, в том числе и по отношению к другим людям. Ребёнок понимает
значимость своих действий. Умеет брать на себя такие обязанности, которые
соответствуют его уровню развития и которые он может выполнить.
Чувство уверенности в себе и позитивная самооценка. Ребёнок обладает
способностью составлять собственное мнение о себе и других людях, давать
характеристику своим и чужим поступкам. Ребёнок признает за собой и за
другими право быть непохожими, со своими интересами, привычками, умениями, а также национальными особенностями. Он знает свои сильные стороны, имеет опыт преодоления трудностей, обладает чувством собственного
достоинства, а также имеет установку на положительное отношение к миру и
другим людям.
Ребёнок овладевает начальными представлениями о ценности своего здоровья и необходимостью вести здоровый образ жизни. Он подвижен, вынослив, может контролировать свои движения и управлять ими.
Социально-коммуникативное развитие. У ребёнка сложились надёжные
доверительные отношения с родителями, педагогами. Он умеет устанавливать прочные дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Ребёнок проявляет любознательность в познании окружающего мира. Он
умеет получать знания через собственный опыт: исследования, игру, взаимодействие.
В любой момент ребёнок способен проявить сострадание, милосердие,
оказать помощь другому человеку.
17
Ребёнок не боится решать проблемы самостоятельно или обращаться за
помощью к сверстникам.
Использует речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний. У ребёнка развито умение и привычка слушать собеседника, делиться своими
мыслями и точкой зрения. Он обладает первичными навыками публичного
выступления.
Выпускник детского сада обладает начальными знаниями о правилах и
нормах жизни в семье, детском саду, обществе в целом, приобретает основы
правового поведения.
Независимое и критическое мышление. Ребёнок обладает способностью
самостоятельно мыслить, логически рассуждать, обладает навыками простейшего абстрагирования, умеет самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы.
Выпускник способен к принятию обоснованных решений (отклонить,
согласиться или отложить) исходя из анализа собственного опыта и мнения
собеседников, обладает гибкостью суждений.
Иными словами, мы должны выпустить ребенка физически и
психически здорового, приспособленного к условиям окружающей
социальной среды, эмоционально раскрепощенного, легко идущего на
контакт с взрослыми и сверстниками, имеющего стремление к поддержанию
здорового образа жизни, с развитым в соответствии с возрастом интеллектом
и творческим потенциалом.
4.2.
Образ педагога дошкольной образовательной организации
Ключевым условием для формирования компетенций ребенка является
педагог со своими особыми компетенциями. Универсальные требования к
педагогу сформулированы в профессиональном стандарте педагога (приказ
Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 544н от
«18» октября 2013г.) и в ФГОС ДО, представленные в виде трудовых действий, необходимых умений, знаний и других характеристик.
Кроме этого, каждый педагог нашего детского сада разделяет и следует
ценностям, формирующим корпоративный дух организации. Личность может
воспитать только личность.
Качество дошкольного воспитания во многом определяется характером
общения взрослого и ребенка. Проанализировав стиль общения педагогов
детского сада с детьми, мы пришли к выводу, что большинство из них,
приняли новую тактику общения – субъект - субъектное отношение,
основанное на принципах сотрудничества, в котором позиция педагога
исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.
Анализируя основные цели и направления деятельности детского сада в
будущем, можно определить следующую модель педагога детского сада (как
желаемый результат):
1. Профессионализм воспитателя:
• имеет необходимую педагогическую и психологическую подготовку;
18
• владеет основами необходимых знаний и умений согласно
нормативным документам;
• свободно ориентируется в современных психолого-педагогических
концепциях обучения, воспитания и здоровье формирования, использует их
как основу в своей педагогической деятельности;
• владеет умением планировать и оценивать уровень развития детей
своей группы;
• умело использует элементарные средства диагностики и коррекции
индивидуальных особенностей детей при реализации дифференцированного
подхода;
• владеет педагогической техникой: речью, умением сконцентрировать
внимание детей на решение педагогических задач, используя личностноориентированную модель взаимодействия с детьми;
• проявляет творчество и интерес к педагогической деятельности;
• умеет работать с техническими средствами обучения, видит
перспективу применения ИКТ в образовательном процессе;
• стимулирует активность детей в образовательной деятельности, их
увлеченность познавательными и практическими заданиями, их потребность
в самостоятельном добывании знаний, потребность к творческой переработке
усвоенного материала;
• реализует систему комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения воспитанников и их родителей;
• владеет способами оптимизации образовательного процесса путем
включения в него новых форм дошкольного образования, расширения
перечня дополнительных образовательных и оздоровительных услуг.
2. Проявление организационно-методических умений:
• использует в работе новаторские методики;
• включает родителей в деятельность, направленную на создание
условий, способствующих развитию, оздоровлению и воспитанию их детей;
формирует у родителей позитивное отношение к овладению знаниями
педагогики и психологии;
• владеет навыками анализа, прогнозирования и планирования своей
деятельности.
3. Личностные качества педагога:
• четко представляет себе цели и задачи, стоящие перед современным
образованием, стремится к максимальному личному вкладу в скорейшее
осуществление прогрессивных преобразований;
• имеет четко выработанную жизненную позицию, не противоречащую
моральным нормам общества;
• обладает развитой эмпатией: эмоциональной отзывчивостью на
переживание ребенка, чуткостью, доброжелательностью, заботливостью,
тактичностью;
• владеет педагогическим тактом, умеет сохранять личное достоинство,
не ущемляя самолюбия детей, их родителей, коллег по работе;
19
• обладает рефлексивными умениями: умением размышлять над
причинами успехов и неудач, ошибок и затруднений в воспитании и
обучении детей;
• креативен;
• воплощает идеи гуманизации педагогического процесса;
• развивает коммуникативно-адаптивные механизмы своей личности и
личности ребенка с целью успешной интеграции в социуме;
• ведет работу по организации тесного взаимодействия медикопедагогического персонала учреждения, родителей и социума.
Таким образом, обе модели педагога и ребенка-выпускника отражают
приоритеты в развитии ДОО, основные характеристики желаемого
будущего.
4.3.
Модель будущего ДОО (как желаемый результат)
Модель нового модернизированного дошкольной образовательной организации должна представлять собой детский сад, имеющий опыт работы по
развитию физических и психических функций организма, воспитанию детей
с 2 мес. до 7 лет, их социализации и самореализации.
Перспектива новой модели организации предполагает:
эффективную реализацию образовательной программы воспитания и
укрепления здоровья детей раннего и дошкольного возраста,
обеспечивающую условия для развития способностей ребенка, приобщение
его к основам здорового образа жизни, формирование базовых качеств
социально
ориентированной
личности,
обогащенное
физическое,
познавательное, социальное, эстетическое и речевое развитие;
обеспечение преемственности дошкольного образования и начальной
ступени
школьного
образования,
преемственности
дошкольного,
дополнительного и семейного образования, интеграции всех служб детского
сада в вопросах развития детей;
личностно-ориентированную
систему
образования,
характеризующуюся
мобильностью,
гибкостью,
вариативностью,
индивидуальностью подходов;
расширение
участия
коллектива,
родительского
актива
и
представителей социума в выработке, принятии и реализации правовых и
управленческих решений относительно деятельности учреждения;
обновленную
нормативно-правовую,
финансово-экономическую,
материально-техническую и кадровую базы для обеспечения широкого
развития новых форм дошкольного образования;
четкое распределение и согласование компетенций и полномочий,
функций и ответственности всех субъектов образовательного процесса;
усиление роли комплексного психолого-медико-педагогического
сопровождения дошкольников;
20
принципиально новую предметно-развивающую среду, в которой бы
сами предметы, материалы, игрушки и пособия содержали бы элементы
обучения и развития, возможность самостоятельного поведения;
высокую конкурентоспособность образовательного учреждения путем
включения в педагогический процесс новых форм дошкольного образования,
а также расширения сферы образовательных услуг, предоставляемых
воспитанникам и неорганизованным детям населения.
Такова модель будущего учреждения, которое видится нам в результате
реализации программы развития.
Всё вышеизложенное определяет основную линию концепции
Программы развития ДОУ на 2020-2024 г.г.
Для создания модели современной дошкольной образовательной
организации необходим переход к образовательной модели с ведущим
фактором индивидуально-личностного и интерактивного взаимодействия.
4.4.
Механизм реализации Программы развития
• Механизмом реализации Программы развития ДОО является
составляющие ее проекты и программы.
• Научно-методическое и организационное сопровождение реализации
проектов программы будут осуществлять рабочие группы, созданные из
числа администрации, педагогов, родителей воспитанников, представителей
общественных организаций и учреждений социального партнёрства.
• Разработанная в Программе концепция развития ДОО будет
использована в качестве основы при постановке тактических и оперативных
целей при разработке годовых планов.
• Мероприятия по реализации проектов и программ включаются в
годовой план работы образовательной организации.
• Подведение итогов, анализ достижений, выявление проблем и внесение
корректировок в программу будет осуществляться ежегодно на итоговом
педагогическом совете, рассматриваться на родительских собраниях и
представляться через Публичный доклад заведующего ДОО ежегодно.
• Предполагается организация и проведение серии семинаров,
способствующих
психологической
и
практической
готовности
педагогического коллектива к деятельности по реализации проектов.
4.5. Критерии оценки эффективности и реализации
Программы развития ДОО
• Согласованность основных направлений и приоритетов программы с
федеральными, региональными и муниципальными нормативно-правовыми
документами в области образования.
• Реализация учреждением ФГОС дошкольного образования.
• Рост личностных достижений всех субъектов образовательного
процесса.
21
• Рост материально-технического и ресурсного обеспечения ДОО.
• Удовлетворенность всех участников образовательного процесса
уровнем и качеством предоставляемых ДОО услуг.
Раздел 5. Основные направления Программы развития
1. Обеспечение охраны и укрепления физического и психического
здоровья воспитанников на основе научно обоснованных технологий.
2. Обеспечение возможности самореализации личности дошкольника,
создание условий для успешной социализации и гражданского становления
личности воспитанников.
3. Развитие
потенциала педагогического коллектива
и кадровое
обновление.
4. Совершенствование структуры управления ДОО.
Задачи этапа
Участие ресурсных
партнёров
Ответственные
I этап (подготовительный) январь 2020 г. – август 2020 г.
Цель: подготовить ресурсы для реализации Программы развития
Внесение изменений и дополнений в
Заведующий
документы, регламентирующие
ДОО
деятельность ДОУ в связи с изменяющимися условиями
Районная органи- Заведующий
Укрепление связей с имеющимися
ресурсными партнерами и поиск но- зация профсоюза ДОО
работников обравых ресурсных партнеров
зования
Поиск и внедрение методов повыше- Районная органи- Заведующий
ния мотивации к личностному и зация профсоюза ДОО,
старший
работников
обравоспитатель,
профессиональному росту педагогов
зования
председатель ПК
Создание материально-технических и Краевой,
Заведующий
финансовых условий для работы
муниципальный
ДОО
ДОО
бюджет,
внебюджетные
средства
Общее собрание
Внесение поправок в Положение о
Заведующий
работников
выплатах стимулирующего характера
ДОО, предсеМБДОУ
д/с
ОВ
№
датель ПК
работникам МБДОУ д/с ОВ № 9
9
по результатам труда
Разработка дальнейших перспектив
развития системы взаимодействия с
социумом
МБОУ СОШ № 7,
МУК КДЦ Первомайского
с\поселения и др.
22
Заведующий
ДОО, старший
воспитатель,
педагог-психолог
II этап (реализации) сентябрь 2020 г.- август 2024 г.
Цель: практическая реализация Программы развития
Все, с кем имеПоддержание и укрепление имеюются договоры о
щихся связей с ресурсными партнесотрудничестве
рами
Реализация мероприятий по
основным направлениям,
определённым Программой развития
Обновление содержания и форм
деятельности для родителей
Семьи
воспитанников
Качественная разработка
программного обеспечения
образовательного процесса ДОО
МКУ «ЦРО»
Организация методического
сопровождения педагогов по
повышению профессионального
уровня и качества работы:
- изучение, овладение и создание базы
современных игровых технологий;
- разработка, апробация и внедрение
авторских игровых технологий,
проектов;
- формирование компетенций
педагогов для работы с детьми с
ОВЗ;
- создание условий для обобщения и
распространения педагогами успешного педагогического опыта;
- обеспечение качества участия педагогов ДОО в конкурсах профессионального мастерства
Создание условий для качественной
реализации здоровьесберегающих ме23
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель
Заведующий
ДОО, старший
воспитатель,
педагогпсихолог,
заведующий
хозяйством,
старшая
медсестра
Старший
воспитатель,
педагогпсихолог
Заведующий
ДОО, старший
воспитатель,
творческая
группа
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель,
творческая
группа,
специалисты
ДОО
Заведующий
ДОУ, старший
роприятий:
- обновление спортивного оборудования;
- окончательное приведение программно-методического обеспечения
в соответствие требованиям ФГОС
ДО;
- внедрение современных форм
осуществления физультурнооздоровительных мероприятий;
- включение родителей в образовательный процесс;
- повышение квалификации инструктора по физической культуре;
- обеспечение информационной открытости
Расширение программного содержания в вариативной части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, с учётом потребностей детей и родителей (законных представителей)
воспитатель,
инструктор по
физической
культуре
МКУ «ЦРО»,
семьи
воспитанников,
МАОУ ДО Дом
творчества
Совершенствование содержания и форм Семьи
взаимодействия детского сада и семьи с воспитанников
учетом индивидуальных потребностей:
- привлечение родителей к непосредственному участию в управлении
ДОО;
- участие родителей в оценке качества реализации ООП, в том числе
вариативной части;
- поиск и внедрение новых форм и
методов приобщения родителей к
жизнедеятельности ДОУ, с использованием современных ИКТ.
Выполнение предписаний органов
контроля и надзора
Предприятия и
Укрепление имеющейся материально
технической базы (приобретение но- организации
вого современного оборудования, по- Кущевского
района
собий, оргтехники и др.)
Заведующий
ДОУ, ст.
воспитатель,
творческая
группа,
специалисты
ДОУ
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель,
педагогпсихолог
Заведующий,
заведующий
хозяйством
Заведующий,
заведующий
хозяйством
III этап (обобщающий) сентябрь-декабрь 2024 г.
Цель: оценка качества реализованных мероприятий
Проведение проблемноМКУ «ЦРО»
ориентированного анализа состояния
24
Заведующий
ДОО, старший
МТБ обеспечивающего
функционирование ДОО; реализацию
ООП ДО
Мониторинг психологопедагогических условий, созданных в
ДОО для качественной реализации
образовательных программ
Оценка уровня включенности
педагогов и родителей в
инновационную деятельность ДОО
Опрос родителей на предмет
удовлетворенности созданными
условиями для детей в ДОО,
качеством предоставляемых услуг
Оценка качества участия педагогов в
конкурсах профессионального
мастерства, мероприятиях по
распространению опыта
педагогической деятельности
Анализ результатов мониторинга
индивидуального развития
воспитанников, участия в творческих,
интеллектуальных конкурсах
Проведение корректировки
мероприятий по реализации
Программы развития в соответствии с
результатами мониторинга
Предоставление аналитического
материала на педсовете ДОО, общем
родительском собрании, размещение
его на сайте ДОО
Определение проблем для разработки
новой Программы Развития
25
Родительский
комитет
воспитатель,
заведующий
хозяйством
Заведующий
ДОО, старший
воспитатель
Родительский
комитет
Заведующий
ДОО, старший
воспитатель,
Старший
воспитатель,
педагогпсихолог
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель
Родительский
комитет
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель,
заведующий
хозяйством
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель
Заведующий
ДОО,
старший
воспитатель,
заведующий
хозяйством
Раздел 6. Планируемый результат
В жизнедеятельности ДОУ произойдут качественные изменения, которые
придадут детскому саду современный облик и высокую конкурентно
способность на рынке образовательных услуг; созданные условия будут
полностью удовлетворять требования ФГОС ДО, позволят оказывать
качественные образовательные услуги с учётом социального заказа
государства и родительского сообщества ДОО.
1. Система управления ДОО будет соответствовать требованиям
современности:
• Будет совершенствоваться внутренняя система оценки качества
образования, как средство управления ДОО.
• Локальные акты ДОО будут соответствовать современной нормативноправовой документации, регламентирующей деятельность образовательных
организаций.
• Система мотивации и стимулирования педагогов позволит повысить
качество предоставляемых образовательных услуг.
2. Материально-техническая база будет обновлена и расширена в
соответствии с требованиями времени и задачами деятельности коллектива.
3. Методическая служба ДОО обеспечит сопровождение воспитательно-образовательного процесса через качественную разработку и
подбор программ дошкольного образования (ООП, АООП, вариативные
программы, как часть, формируемая участниками образовательных
отношений). Кроме того, методическая служба ДОО будет способствовать:
• повышению профессионального уровня педагогов и качества их
работы в организации воспитательно-образовательного процесса;
• освоению теории и применению на практике современных
развивающих, игровых технологий в работе с детьми и родителями;
• психолого-педагогические условия будут соответствовать ФГОС ДО.
4. Система работы с родителями претерпит качественные
положительные изменения:
• Родители будут включены непосредственно в воспитательнообразовательный процесс, и будут являться субъектами деятельности
• В работе с родителями будут использоваться современные,
интерактивные,
нетрадиционные
формы,
ИКТ,
которые
будут
способствовать включению родительского сообщества в жизнедеятельность
ДОО.
26
27
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВЫ ПОЛНЕНИЯ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Вид и
периодичность
Методы оценки
контроля
1.Соблюдение в ДОУ законода- Рабочая
группа Раз в год, итого- Анализ планов,
тельства РФ в области образова- программы
вый
локальных актов,
ния
администрация
наблюдение
2.ОрганизационноРабочая
группа, Текущий, раз в Анализ среды, напедагогические условия успеш- самооценка
полугодие
блюдение, опросы
ной работы
3.Обновление структуры содер- Творческая группа, Текущий- раз в Анализ планов, нажания образовательного процес- самооценка
полугодие,
блюдение беседы,
са
Итоговый- раз в социологические
год
опросы
4.Освоение технологий разви- Творческая группа, Текущий - раз в Наблюдение, бесевающего обучения
самооценка
полугодие,
ды,
социологичеИтоговый - раз в ские опросы
год
5.Внедрение исследовательских Творческая группа, Текущий -раз в Анализ планов, наумений, освоение НОТ и спосо- самооценка
полугодие,
блюдение, беседы,
бов деятельности УВП
Итоговый- раз в социологические
год
опросы
6.Выполнение государственных Рабочая
группа Текущий- раз в Диагностический
Программ и стандартов образо- программы
полугодие
инструментарий,
вания
администрация
,итоговый- раз в наблюдение
год
7.Рост профессионального мас- Оценка
равного Текущий- раз в Анализ планов, натерства воспитателя как резуль- равным, админист- полугодие
блюдение, беседы,
тат повышения квалификации, рация, самооценка
социологические
самообразования
опросы
8.Качество и эффективность об- Оценка
равного Текущий- раз в Диагностический
разовательного процесса (мо- равным,
полугодие,
инструментарий,
дель выпускника)
администрация
итоговый- раз в наблюдение
год
9.Вовлечение родителей в обра- Рабочая группа.
Текущий- раз в Наблюдение, бесезовательный процесс
администрация
полугодие
ды, социолог.
опросы
10.Обеспечение разноуровнево- Рабочая
группа Текущий- раз в Наблюдение, бесего обучения, основанного на программы
год
ды,
социологичепринципах дифференциации и администрация
ские опросы
индивидуализации/2010-2013
11.Степень сформированности Рабочая
группа Текущий- раз в Анализ условий для
условий для индивидуального программы
полугодие,
индивидуального
администрация
итоговый- раз в развития
развития
год
12.Создание системы дополни- Рабочая
группа Текущий-раз в год Наблюдение, бесетельного образования
программы
ды,
социологичеадминистрация
ские опросы
13.Устранение
противоречий Проектная группа Итоговый- раз в Анкетирование
предыдущих этапов, определе- программы
год
педагогов, родитение новой идеи развития
самооценка,
лей
самоаттестация
Критерии
Субъекты
оценки
28