Приложение № 1
к ОПДО МБДОУ д/с ОВ № 9
Принято на Совете педагогов
Протокол № 1 от 31.08.2023 г.
Утверждаю
заведующий МБДОУ д/с ОВ № 9
____________ Л.В.Новикова
Приказ № 165 от 31.08.2023 г.
Имеет цифровую подпись отМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
DN:C=RU, S=Краснодарский край, STREET="352022, Краснодарский
БЮДЖЕТНОЕ
край, Кущевский р-н, Первомайский п, УЛ. КРАСНАЯ, Д.1",
L=Кущевская, T=ЗАВЕДУЮЩАЯ, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9,
ОГРН=1022304241552, СНИЛС=01224138588,
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
OID.1.2.643.100.4=2340014460, ИНН=234101850574,
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Лилия Владимировна, SN=Новикова,
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГООБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
Причина:I am the author of this document
Размещение:
ВИДА № 9
Дата:2023-09-02 10:36:26
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
к основной образовательной программе дошкольного образования
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада общеразвивающего вида № 9
Разработчики программы:
педагог-психолог Камышанова Наталья Александровна
старший воспитатель Селиверстова Татьяна Николаевна
1
СОДЕРЖАНИЕ
I.
1.1.
1.1.1.
1.1.2.
1.1.3.
1.2.
II.
2.1.
2.1.1.
2.1.2.
2.1.3.
2.1.4.
2.1.5.
2.2.
2.8.
2.9.
III.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка ……………………………………………………….
Цели и задачи реализации Программы ……………………………..……
Принципы и подходы к формированию Программы ………………………
Значимые характеристики для разработки и реализации Программы, в
том числе характеристики особенностей развития детей ………………….
Планируемые результаты освоения Программы ………………………….
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с
направлениями работы………………………………………………………...
Направление «Психологическая диагностика» …………………………….
Направление «Консультирование» …………………………………………..
Направление «Коррекционно-развивающее» ………………………………
Направление «Психологическое просвещение» ……………………………
Направление «Психологическая профилактика» ………………………….
Описание вариативных форм реализации Программы ……………………
Особенности
взаимодействия
педагога-психолога
с
семьями
воспитанников ………………………………………………………………
Особенности взаимодействия педагога-психолога с педагогами ДОУ…
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Психолого-педагогические условия реализации Программы ……………
Материально-техническое обеспечение Программы ……………………….
Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и
воспитания …………………………………………………………………..
Режим и график работы педагога-психолога ………………………………..
Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды кабинета педагога-психолога ………………………………………..
Краткая презентация ………………………………………………………….
4
6
8
10
15
19
19
24
25
31
31
33
33
34
36
37
37
39
40
43
2
I.
ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1.
Пояснительная записка
Дополнительная психолого-педагогическая
программа разработана в
соответствии с основной
образовательной программой дошкольного
образования МБДОУ д/с ОВ № 9 на основании примерных образовательных
программ дошкольного образования:
• «От рождения до школы». Инновационная программа дошкольного
образования. /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
– М.: Мозаика-Синтез, 2019.
• Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик». Программа
интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3-6 лет. –
СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011.
• Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Приключения будущих первоклассников».
Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников. –
СПб.: Речи; М.: Сфера, 2016
Нормативно – правовой основой для разработки Программы являются:
• Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.1989 г.; ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.1990г.;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации»;
• Приказ Министерства просвещения и науки Российской Федерации от
31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам – образовательным программам
дошкольного образования»;
• Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №
1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования»;
• Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ № 514н от 24 июля
2015 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагогпсихолог (психолог в сфере образования)».
• Постановление
Главного
государственного
санитарного
врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 г. «Об утверждении СП
2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи";
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных
гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».
Программа определяет содержание и структуру деятельности педагогапсихолога в соответствии с пятью образовательными областями: «социальнокоммуникативное развитие», «познавательное развитие», «речевое развитие»,
«художественно-эстетическое», «физическое развитие» и с учётом направлений
3
работы педагога-психолога: психологическая профилактика и просвещение,
психодиагностика,
психологическая
коррекция,
психологическое
консультирование.
Психологическое сопровождение участников образовательных отношений в
ДОУ предполагает:
• повышение уровня психологической компетентности педагогов,
родителей (законных представителей), и включает в себя глубокие знания
возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики,
ориентированность на первичность развития базовых познавательных
процессов;
• принятие условий возрастных норм, индивидуальности и уникальности
каждого ребёнка;
• умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении,
перевозбуждении, потери интереса к делу, недомогании и другие, и
правильно их интерпретировать.
Психологическое сопровождение рассматривается как участие педагогапсихолога в образовательном процессе, направленном:
• на психологическое просвещение и консультирование педагогов,
администрации ДОУ и родителей (законных представителей);
• гуманизацию воспитательной работы с целью заменить ориентацию на
выполнение программ на ориентацию на нужды, самочувствие, интересы
воспитанников;
• адаптацию ребёнка к детскому саду;
• ранее выявление возможных трудностей усвоения программного
материала ребёнком при групповой форме работы;
• организацию
коррекционно-развивающего
взаимодействия
с
воспитанниками и их родителями (законными представителями).
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Цель: психологическое сопровождение образовательного процесса в
МБДОУ д/с ОВ № 9 - повышение качества образования путём
индивидуализации образовательной деятельности педагога и родителя с
ребёнком дошкольного возраста; сохранение психического здоровья и
эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Задачи:
1. Способствовать сохранению психологического здоровья воспитанников,
а также их эмоциональному благополучию.
2. Способствовать созданию благоприятных условий развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого
ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми,
взрослыми и миром.
4
3. Создать условия для развития социальных и интеллектуальных качеств
личности каждого ребёнка, индивидуальности, самостоятельности и
ответственности детей, формирования у них предпосылок учебной
деятельности.
4. Способствовать
созданию
в
ДОУ
социокультурной
среды,
соответствующей возрастным, индивидуальным и психологическим и
физиологическим особенностям воспитанников.
5. Способствовать обеспечению равных возможностей для полноценного
развития каждого ребёнка в период дошкольного детства не зависимо от
места жительства, пола, нации, языка, социального статуса,
психофизиологических и других особенностей (в том числе
ограниченных возможностей здоровья).
6. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повышение
компетентности родителей (законных представителей) в вопросах
развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
7. Способствовать эмоциональному благополучию родителей в процессе
общения с ребёнком.
8. Создавать условия для поддержки образовательных инициатив семьи, в
том числе путём включения родителей непосредственно в
образовательную деятельность с детьми.
9. Способствовать
эмоциональному
благополучию
педагогов
в
образовательном процессе.
10. Обеспечить психолого-педагогическую поддержку педагогам и
повышение их компетентности в вопросах развития и образования,
охраны и укрепления здоровья детей.
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы
Содержание Программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.
При разработке Программы учитывались научные подходы формирования
личности ребенка:
• Культурно-исторический подход (Л.С.Выготский, А.Р.Лурия)
• Деятельностный подход (Л.А.Венгер, В.В.Давыдов, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин и др.)
• Личностный подход (Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец,
А.Н.Леонтьев, В.А.Петровский, Д.Б.Эльконин и др.)
Эти подходы к проблеме индивидуального развития человека очень тесно
взаимосвязаны и составляют теоретико-методологическую основу для:
• сохранения и укрепления здоровья воспитанников;
• формирования у детей адекватной уровню образовательной программы
целостной картины мира;
5
• интеграции личности воспитанника в национальную, российскую и
мировую культуру;
• формирования основ социальной и жизненной адаптации ребенка;
• развития позитивного эмоционально-ценностного отношения к
окружающей среде, практической и духовной деятельности человека;
• развития
потребности
в реализации
собственных
творческих
способностей.
Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития
психических функций через использование различных видов деятельности,
свойственных данному возрасту. Принцип личностно-ориентированного
подхода предлагает выбор и построение материала исходя из
индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и
потенциальные возможности. Повышение эффективности основано на идеях
поэтапного формирования действий.
В соответствии с ФГОС ДО Программа опирается на научные принципы ее
построения:
1. принцип развивающего образования, который реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;
2. сочетание принципа научной обоснованности и практической
применимости, т.е. соответствие основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики;
3. соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности,
приближаясь к разумному «минимуму»;
4. единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач в
процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки,
имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного
возраста;
5. принцип интеграции образовательных областей в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников,
спецификой и возможностями образовательных областей;
6. комплексно-тематический принцип построения образовательного
процесса;
7. решение программных образовательных задач в совместной деятельности
взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей в рамках
непосредственно образовательной деятельности, при проведении
режимных моментов в соответствии с условиями ДОУ;
8. построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах
работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного
возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
Реализация принципа непрерывности образования требует связи всех
ступенек дошкольного образования, начиная с раннего и младшего
дошкольного возраста до старшей и подготовительной к школе групп.
6
Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является
обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого
ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении по
программам начальной школы. Соблюдение принципа преемственности
ориентирован на формирование у дошкольника качеств, необходимых для
овладения учебной деятельностью - любознательности, инициативности,
самостоятельности, произвольности и др.
1.1.3. Значимые характеристики для разработки и реализации
программы, в том числе характеристики особенностей
развития детей
В МБДОУ д/с ОВ № 9 функционирует 4 группы общеразвивающей
направленности для детей в возрасте от 1 года до 3 лет, от 3 до 4 лет, от 4 до 5
лет, от 6 до 7 лет, и одна группа компенсирующей направленности для детей с
тяжелыми нарушениями речи от 5 до 6 лет.
Психологические особенности детей 1-3 лет.
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношение со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Характеристика
Потребность в любви, заботе.
Восприятие
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками,
игровое действие.
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Восприимчивость
к
эмоциональным
состояниям
окружающих,
«эффект
заражения».
Проявления
положительных и отрицательных эмоций зависит от
физического комфорта.
Предметно-манипулятивная деятельность, метод проб и
ошибок.
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма)
Непроизвольное; быстро переключается с одной деятельности
на другую. Удерживает внимание 5-10 мин. Объем внимания
3-4 предмета.
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.
Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Наглядно-действенное: возникающие в жизни ребенка
проблемные ситуации разрешаются путем реального действия
с предметами
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого образа)
Разнообразие окружающей среды; физический комфорт.
7
Новообразования возраста
Самопознание, усвоение элементарных норм опрятности и
поведения в коллективе.
Психологические особенности детей 3-4 лет.
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста
Характеристика
Потребность
в
общении,
уважении,
признании
самостоятельности ребенка.
Восприятие
Партнерская со взрослыми; индивидуальная с игрушками,
игровое действие.
Ситуативно-деловое: взрослый – источник способов
деятельности, партнер по игре и творчеству.
Эмоционально-практическое: сверстник малоинтересен.
Резкие переключения; эмоциональное состояние зависит от
физического комфорта
Экспериментирование. Конструирование.
Непосредственно окружающие предметы, их свойства и
назначения.
Восприятие сенсорных эталонов (цвет, форма, размер)
Непроизвольное;
быстро
переключается
с
одной
деятельности на другую. Удерживает внимание 5-10 мин.
Объем внимания 3-4 предмета.
Непроизвольная (эмоционально окрашенная информация),
преобладает узнавание, а не запоминание; кратковременная.
Объем памяти 3-4 предмета из 5.
Переход от наглядно-действенного к наглядно-образному
мышлению(переход от действий с предметами к действию с
образами: предметы – заместители, картинки)
Репродуктивное (воссоздание репродукции знакомого
образа)
Разнообразие окружающей среды; партнерские отношения
со взрослыми
1.Планирующая функция речи.
2.Предвосхищение результата деятельности.
3.Начало формирования высших чувств (интеллектуальные,
моральные, эстетические).
Психологические особенности детей 4-5 лет
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Характеристика
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по
сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
8
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются
устойчивость и возможность произвольного переключения.
Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от
вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3
действия.
Наглядно-образное
Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1.Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2.развитие способности выстраивать элементарные
умозаключения.
Психологические особенности детей 5-6 лет
Показатели
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста
Характеристика
Потребность в общении, познавательная активность
Наглядно-образное мышление
Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая
ситуация
Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации
Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по
сюжетной игре
Более ровные старается контролировать, проявляются
элементы эмоциональной отзывчивости.
Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые
Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.
Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются
устойчивость и возможность произвольного переключения.
Удерживает внимание 10-15 мин
Объем внимания 4-5 предметов
Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от
вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3
действия.
Наглядно-образное
Репродуктивное, появление творческого воображения
Кругозор взрослого и хорошо развитая речь
1.Контролирующая функция речи: речь способствует
организации собственной деятельности.
2.развитие
способности
выстраивать
элементарные
умозаключения.
Психологические особенности детей 6-7 лет
9
Показатели
Характеристика
Ведущая потребность
Ведущая функция
Игровая деятельность
Потребность в общении в и самоутверждение
Общение со сверстниками, осознания своего «Я»
Усложнение игровых замыслов, длительные игровые
объединения, групповые игры
Ситуативно -деловое; ситуативно-личностное: взрослый –
источник информации, собеседник.
Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по
играм, предпочтении в общении.
Преобладание ровного оптимистичного настроения.
Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная
деятельность, экспериментирование
Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые,
нравственные нормы.
Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие
времени, пространства), организуются в систему и
используются в различных видах деятельности.
Умение направлять и удерживать внимание на предметах и
объектах. Удерживает внимание до 30 мин. Объем внимание
10 предметов.
Сформированность произвольной зрительной и слуховой
памяти. Объем памяти 8-10 предметов из 10, 4-5 действия.
Наглядно-образное, формируется логическое мышление,
умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные
связи.
Развитие творческого воображения стереотипности образов.
Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь,
развитие самосознания
Планирующая функция речи.
Предвосхищение результата деятельности.
Формирования
высших
чувств
(интеллектуальные,
моральные, эстетические).
Осознания своего «Я»
Отношения со взрослыми
Отношения со сверстниками
Эмоции
Способ познания
Объект познания
Восприятие
Внимание
Память
Мышление
Воображение
Условия успешности
Новообразования возраста
1.2. Планируемые результаты освоения Программы
Планируемые результаты программы согласуются с представленными во
ФГОС ДО целевыми ориентирами (разделIV ФГОС ДО).
Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:
• Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с
ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении
результата своих действий;
• Использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески,
карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими
10
навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в
бытовом и игровом поведении;
• Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
• Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок
воспроизводит действия взрослого;
• Проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
• Проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства;
• У ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные
виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
• Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,
проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности
- игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности,
конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников
по совместной деятельности;
• Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к
разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством
собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и
взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться,
учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и
радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том
числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
• Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных
видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными
формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации,
умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
• Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои
мысли и желания, может использовать речь для выражения своих
мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в
ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка
складываются предпосылки грамотности;
• У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив,
владеет основными движениями, может контролировать свои движения и
управлять ими;
• Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным
нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во
11
взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать
правила безопасного поведения и личной гигиены;
• Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и
сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается
самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам
людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными
знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет;
знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными
представлениями из области живой природы, естествознания,
математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных
решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах
деятельности.
Также планируемые результаты освоения Программы конкретизируются в
рабочих программах педагога-психолога с учётом возрастных и
индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
Отдельно в Программе выделяются планируемые результаты по направлениям
работы педагога-психолога ДОУ, представленные в таблице ниже.
Направление
деятельности
педагога-психолога
Психологическая
диагностика
Коррекционноразвивающее
направление
Психологическое
консультирование
Психологическое
просвещение
Планируемые результаты
1. Своевременное информирование родителей о возможных
отклонениях в развитии ребёнка.
2. Своевременное обращение внимания родителей на
эмоциональные трудности ребёнка в зависимости от
эмоциональных переживаний матери.
3. Своевременное
планирование
консультативной,
профилактической и других видов помощи педагогам.
1. Снижение количества воспитанников с выраженными
трудностями обучения при групповой форме работы.
2. Снижение числа пар «родитель-ребёнок» с выраженными
трудностями эмоциональной коммуникации.
3. Снижение эмоциональной напряжённости педагогов в
течение года.
1. Снижение количества воспитанников с трудностями
обучения, связанными с недостаточным вниманием со
стороны родителей к расширению кругозора детей.
Улучшение психоэмоционального состояния родителей.
2. Улучшение психоэмоционального состояния педагогов в
отношении выполняемых должностных обязанностей.
1. Понимание
родителями
механизмов
взаимосвязи
психоэмоционального климата в семье и поведения ребёнка;
взаимосвязи количества времени родителя, направленного на
ребёнка, и успешности ребёнка в образовательном процессе.
Признание
родителями
права
ребёнка
быть
индивидуальностью
(право
иметь
индивидуальные
12
особенности развития вне зависимости от желаний
родителей).
2. Понимание педагогами индивидуальных особенностей
развития воспитанников, возможности их учёта в
образовательном процессе для повышения качества
образования детей с нормальным и нарушенным развитием.
Умение педагогов бесконфликтно общаться с семьями с
разным уровнем коммуникативных возможностей.
1. Снижение количества воспитанников, родителей и педагогов
с признаками психоэмоционального напряжения.
Психологическая
профилактика
II.
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Описание деятельности педагога-психолога в соответствии с
направлениями работы
2.1.1. Направление «Психологическая диагностика»
В рамках направления «Психологическая диагностика» работа педагогапсихолога ведётся с детьми, родителями и педагогами.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА С ДЕТЬМИ.
Цель психологической диагностики с детьми в получение полных
информативных данных об индивидуальных особенностях психологического
развития детей, которые могут использоваться для решения задач
психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции
развития детей.
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Психологическая диагностика проводится с детьми в сентябре и мае, а
также в течение всего календарного года по запросам родителей, педагогов и
администрации ДОУ. Проведённое диагностическое обследование позволяет
выявить:
• детей с выраженными нарушениями познавательной сферы;
• детей с пограничными показателями развития познавательных процессов;
• детей с дисгармоничным развитием;
• детей с особенностями эмоционально-волевой сферы.
По результатам психологической диагностики педагог-психолог даёт
рекомендации педагогам групп по оптимизации образовательного процесса.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с детьми
Наименование медики
Диагностируемые
параметры
Образовательная область «Познавательное развитие»
Возраст
13
Экспресс-диагностика в детском саду:
комплект материалов для педагоговпсихологов детских дошкольных
образовательных учреждений. Руденко Л.Г.,
Павлова Н.Н.
Психологическая диагностика и коррекция в
раннем возрасте. Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.
Экспресс диагностика готовности детей 6- 7
лет к школе.Руденко Л.Г., Павлова Н.Н.
Комплексная диагностика
познавательных процессов
От 3 до 7 лет
Комплексная диагностика
познавательных процессов
Диагностика уровня
готовности к школе.
От 2,5 до 3 лет
От 6 до 7 лет
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Методика «Эмоциональные лица» (Н.Я.
Оценка возможности
От 3 до 11 лет
Семаго)
адекватного опознавания
эмоционального состояния,
точности и качества этого
опознавания.
Тест «Сказки» Л. Дюсса.
Исследование
От 5 до 7 лет
эмоциональной сферы.
Методика «Лесенка». В модификации С.Г.
Исследование самооценки
От 5 до 7 лет
Якобсон, В.Г. Щур.
Графическая методика М.А. Панфиловой
Выявление состояния
От 4 лет
«Кактус»
эмоциональной сферы
ребенка, выявление наличия
агрессии, ее направленности
и интенсивности.
Социометрия Дж. Морено
Диагностика межличностных
От 5 лет
отношений.
Проективная методика «Рисунок семьи»
Диагностика
От 4 лет
эмоционального
благополучия и структуры
семейных отношений.
Тест «Диагностика эмоциональных
Изучение эмоциональных
С 4 лет
отношений в семье» Авторы Е. Бене и Д.
отношений ребенка с семьей.
Антони
Проективная методика Рене Желя
Исследования сферы
От 4 до 7 лет
межличностных отношений
ребенка и его восприятия
внутрисемейных отношений
Диагностика уровня адаптированности ребёнка
Определение уровня
От 1 до 3 лет
к дошкольному учреждению (Роньжина А.С.)
адаптации к ДОУ
Методика исследования детского
Исследования детского
От 3 до 7 лет
самосознания и половозрастной
самосознания и
идентификации, разработанная
половозрастной
Белопольской Л.Н.
идентификации
Методика изучения чувства гордости за
Изучение основных
В период
собственные достижения у ребёнка 3-х лет
личностных
кризиса 3-х лет
Гуськовой Т.В. и Елагиной М.Г.
новообразований у детей в
период кризиса 3-х лет
Методика изучения отношения ребёнка к себе Изучение отношения ребёнка
В период
14
в период кризиса 3-х лет Гуськовой Т.В. и
Елагиной М.Г.
«Зеркало», «Раскраска», «Колдун» (А.Л.
Венгер, К.Л. Поливанова)
к себе в период кризиса 3-х
лет
Возрастной статус детей.
кризиса 3-х лет
В период
кризиса 7-ми
лет.
Образовательная область «Развитие речи»
Методика «Расскажи по картинке»
Определение активного
От 2 лет
словарного запаса
«Последовательные картинки»
Определение уровня
От 5 до 7 лет
развития связной речи
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Методика «Дорисовывание фигур».
Определение уровня
От 5 до 7 лет
О. М. Дьяченко
развития воображения,
способности создавать
оригинальные образы.
«Придумай рассказ»
Воображение, вербальная
От 4 до 7 лет
креативность
Образовательная область «Физическое развитие»
Карта сенсомоторного развития для детей 3-х;
Оценка психомоторного
С 3 лет до 4 лет
3,5–х лет
развития
Методика «Паровозик» (С.В. Велиева)
Определение особенности
От 2 до 5 лет
эмоционального состояния
ребёнка.
Восьми цветовой тест
Исследование
От 5 лет
Люшера.
эмоционального состояния
ребенка.
Тест тревожности
Определение уровня
От 3,5 до 7 лет
(Теммл Р., Дорки М., Амен В.)
тревожности у детей.
Методика «Волшебная страна чувств»
Исследование
От 4 лет
психоэмоционального
состояния ребенка.
Тест на выявление детских страхов А.И.
Выявление и уточнение
От 3 до 7 лет
Захарова и М.Панфиловой «Страхи в домиках»
преобладающих видов
страхов у детей старше 3-х
лет.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ОТНОШЕНИЙ
«РОДИТЕЛЬ-РЕБЕНОК»
Целью психологической диагностики является выявление дисбаланса в
эмоциональных связях «родитель – ребёнок», а также знакомство с семьёй,
особенностями воспитания и развития ребёнка. В качестве методов
диагностики используются: опросники, анкеты, беседа.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с родителями
Наименование
методики
Тест по оценке
Цель
Примечание
Оценка поведения ребёнка в
Проводится по запросу
15
поведения ребёнка в
период кризиса трёх лет.
Анкета «Прогноз
адаптации»
Анкета для родителей
по вопросам подготовки
ребёнка к школьному
обучению
Методика
«Психологическая
безопасность
образовательной среды
школы» (автор И.А.
Баева)
период кризиса 3-х лет.
Оценить готовность ребёнка к
поступлению в дошкольное
учреждение и предвидеть
возможные сложности
адаптации.
Выявить уровень готовности
ребёнка к школьному
обучению глазами родителей.
Проводится со всеми родителями в
момент поступления детей в ДОУ
Изучение уровня
удовлетворённости родителей
в безопасности и
комфортности
образовательной среды ДОУ.
Проводится по запросу
администрации с целью проведения
психологической экспертизы
безопасности и комфортности
образовательной среды ДОУ.
Проводится со всеми родителями
подготовительной группы.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ПЕДАГОГА
Целью психологической диагностики является изучение особенностей
психоэмоциональной сферы педагогов для профилактики «профессионального
(эмоционального) выгорания». В качестве методов диагностики используются:
опросники, анкеты, беседы.
Диагностический инструментарий, используемый в работе с педагогами
Наименование методики
Методика диагностики
уровня эмоционального
выгорания Бойко В.В.
Методика оценки уровня
психологического климата
коллектива
(А.Н.Лутошкин)
Методика «Оценка
агрессивности педагога».
Тест А. Ассингера.
Цель
Выявление уровня
эмоционального выгорания
педагогов ДОУ.
Изучить уровень
благоприятности или не
благоприятности
педагогического коллектива.
Выявить, достаточно ли
педагог корректен в
отношениях с коллегами,
родителями и детьми, легко
ли им общаться с ним.
Примечание
Проводится по запросу
администрации
Проводится по запросу
администрации
Проводится по запросу
администрации
2.1.2. Направление «Психологическое консультирование»
Цель психологического консультирования состоит в том, чтобы помочь
человеку в разрешении проблемы в ситуации, когда он сам создал её наличие. В
условиях ДОУ педагог-психолог осуществляет возрастно-психологическое
консультирование, ориентируясь на потребности и возможности возрастного
развития, а также на его индивидуальные варианты.
Задачи психологического консультирования:
16
• Оказание психологической помощи в ситуации разных затруднений,
связанных с образовательным процессом.
• Обучение приёмам самопознания, саморегуляции, использование своих
ресурсов для преодоления проблемных ситуаций.
• Помощь в выработке продуктивных жизненных стратегий в отношении
трудных образовательных ситуаций.
Направления психологического консультирования:
• Консультирование администрации, педагогов и других работников
образовательной организации по проблемам взаимоотношений в
трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.
• Консультирование педагогов по вопросам разработки и реализации
индивидуальных
программ
для
построения
индивидуального
образовательного маршрута с учётом особенностей и образовательных
потребностей конкретного обучающегося.
• Консультирование родителей (законных представителей) по проблемам
взаимоотношений с воспитанниками, их развития.
• Консультирование администрации ДОУ, педагогов и родителей
(законных представителей) по психологическим проблемам обучения,
воспитания и развития детей.
2.1.3. Направление «Коррекционно-развивающее»
Основные направления коррекционно - развивающей работы педагогапсихолога на учебный год определяются по результатам диагностики. Такими
направлениями могут выступать:
• Коррекция отклонений в развитии интеллектуально-личностной сферы.
• Коррекция отклонений в развитии эмоционально-личностной сферы
воспитанников.
• Коррекция отклонений в развитии личностно-поведенческой сферы
воспитанников.
• Коррекция отклонений в развитии коммуникативно-личностной сферы.
• Коррекционно-развивающая работа с одарёнными детьми.
В таблице ниже представлено содержание работы педагога-психолога в
соответствии с направлениями коррекционно-развивающей работы.
Направление
коррекции
нарушения
развития
Коррекция
отклонений в
развитии
эмоциональноличностной
Проблемы
Задачи работы
Гиперактивность,
застенчивость, агрессивность,
тревожность.
Преодолевать
психоэмоциональное
напряжение. Содействовать свободному,
раскрепощённому выражению чувств,
эмоций.
Обогащать
позитивный
эмоциональный опыт,
поведенческий
17
сферы
Коррекция
отклонений в
развитии
коммуникативноличностной
сферы
Замкнутость, драчливость,
конфликтность,
неблагоприятный
социометрический статус,
навязчивость.
Коррекция
отклонений в
развитии
личностноповеденческой
сферы
воспитанников
Лживость, упрямство,
капризы, требовательность,
немотивированность,
несамостоятельность,
неуверенность,
самоуверенность, низкий
уровень саморегуляции.
репертуар.
Создавать
условия
для
проявления
самостоятельности.
Формировать
осознание
своих
переживаний, их причин, особенностей
проявления. Учить приёмам расслабления,
саморегуляции эмоций. Развивать высшие
чувства, творчество, самоконтроль в
деятельность. Обучать родителей и
педагогов
эффективным
приёмам
взаимодействия с детьми в трудных
воспитательных ситуациях.
Развивать адекватное восприятие партнёра
по общению. Формировать интерес к
ровесникам и взрослым как партнёрам по
общению; приёмы передачи информации в
общении,
как вербальные, так и
невербальные. Стимулировать инициативу
в
общении.
Учить
использовать
продуктивные приёмы межличностного
взаимодействия, разрешать конфликтные
ситуации
адекватными
способами.
Содействовать осознанию норм и правил
поведения, нежелательных последствий
при их нарушении. Создавать условия для
творческого
общения.
Развивать
самоконтроль
в
общении.
Обучать
родителей и педагогов эффективным
приёмам взаимодействия с детьми в
трудных воспитательных ситуациях.
Содействовать расширению интересов,
осознанию норм и правил поведения,
нежелательных последствий при их
нарушении. Развивать способность делать
личностный
выбор,
инициативность,
навыки
целеполагания,
саногенное
мышление, самоконтроль в деятельности.
Учить разрешать конфликтные ситуации
адекватными
способами.
Создавать
ситуации успеха, условия для проявления
самостоятельности, творческого общения.
Обогащать поведенческий репертуар.
Формировать
информативные
представления о своих потребностях,
интересах,
мотивах,
особенностях,
достижениях;
умения
соподчинять
мотивы. Обучать родителей и педагогов
эффективным приёмам взаимодействия с
детьми
в
трудных
воспитательных
ситуациях.
18
Коррекция
отклонений в
развитии
интеллектуальноличностной
сферы
Снижение познавательной
Развивать
познавательные
интересы,
активности, неустойчивость
самоконтроль
в
интеллектуальной
внимания,
деятельности,
способность
к
несформированность качеств интеллектуальному экспериментированию,
ума: критичности,
интеллектуальному творчеству. Учить
проблемности,
использовать
приёмы
произвольной
инициативности,
регуляции внимания, памяти, восприятия,
самостоятельности, гибкости; воображения,
рассуждать,
делать
низкий уровень творческого умозаключения. Формировать приёмы
воображения, избирательность постановки и решения познавательных
памяти; несформированность задач разными способами. Обучать
способности наблюдать;
родителей и педагогов эффективным
низкий уровень
приёмам взаимодействия с детьми в
воссоздающего и творческого трудных воспитательных ситуациях.
воображения
Коррекционно-развивающая работа с одарёнными детьми
Формирование
Повышенная тревожность;
Развивать
уверенность,
толерантное
отношения к
неадекватная самооценке;
отношение к действительности. Учить
самому себе
неуверенность; внутренняя
приёмам
преодоления
самоизоляция от реальной
психоэмоционального
напряжения.
действительности;
Формировать адекватное представление о
перфекционизм и повышенная своих
возможностях,
понимание
требовательность к себе,
достоинств и недостатков в самом себе и в
которая может не
окружающих, привычку опираться на
соответствовать реальным
собственные силы и готовность нести
возрастным возможностям;
ответственность за свои поступки. Учить
сверхчувствительность к
находить средства для реализации целей,
стимулам среды, в том числе достигать результата. Помочь освоить
социальным, что определяет социально
приемлемые
способы
высокую уязвимость;
самовыражения. Стимулировать борьбу
недостаточно выраженная
мотивов,
развивать
общественную
толерантность; повышенная
мотивацию. Создавать условия для
потребность в
удовлетворения
интеллектуальной
самостоятельности; в ряде
любознательности
и
готовности
к
случаев неприязнь к
исследовательскому риску.
систематическому обучению.
Взаимоотношения
Повышенный уровень
Развивать
продуктивные
формы
со взрослыми
притязаний в общении со
взаимодействия
со
взрослыми,
взрослыми, требовательность; чувствительность
к
педагогической
критичность по отношению ко оценке, честность, стремление помогать,
взрослым; стремление во что эмпатию.
Формировать
приёмы
бы то ни стало настоять на
диалогического общения со взрослыми.
своём; повышенная
Формировать
у
взрослых
приёмы
потребность в усиленном
эффективного взаимодействия с ребёнком.
внимании взрослого;
отсутствие чувства дистанции
в общении со взрослыми.
Взаимоотношения
Сниженная потребность в
Развивать
формы
продуктивного
со сверстниками
общении со сверстниками;
сотрудничества
со
сверстниками,
19
усиленное стремление к
лидерству; недостаточная
сформированность
эффективных навыков
социального поведения; не
конформность, «необычное»
поведение, что может вызвать
недоумение или насмешку
сверстников; несоблюдение
некоторых норм сообщества
ровесников, потребность в
общении с более старшими
детьми, и, как следствие,
излишняя конфликтность или
отчуждённость от ровесников.
дружелюбие, стремление содействовать,
эмпатию.
Формировать
приёмы
диалогического общения со сверстниками.
Для реализации каждого выделенного направления педагогомпсихологом составляется рабочая программа. В случае выраженных нарушений
в развитии ребёнка и при невозможности включения его в групповую работу
составляется программа индивидуальной коррекционно-развивающей работы с
ребёнком.
Наименование рабочей
Образовательная
программы
область
Рабочая программа Основной
Социальнообщеобразовательной
коммуникативное
программы
дошкольного
развитие.
образования МБДОУ д/с ОВ № 9
«Адаптируемся вместе»
Рабочая программа Основной
Социальнообщеобразовательной
коммуникативное
программы
дошкольного
развитие.
образования МБДОУ д/с ОВ № 9
«Развиваемся вместе»
Рабочая программа Основной
Социальнообщеобразовательной
коммуникативное
программы
дошкольного
развитие.
образования МБДОУ д/с ОВ № Познавательное
9 «Скоро в школу»
развитие.
Рабочая программа Основной
Социальнообщеобразовательной
коммуникативное
программы
дошкольного
развитие.
образования МБДОУ д/с ОВ № 9
«Развиваемся вместе»
Рабочая программа Основной
Социальнообщеобразовательной
коммуникативное
программы
дошкольного
развитие.
образования МБДОУ д/с ОВ № 9
«Развиваемся вместе»
Адресат
Дети 1 и 2 младших
групп в возрасте от
2 до 4 лет
Форма
реализации
Групповая
Дети 2 младшей
группы в возрасте
3-4 лет
Групповая
Дети
подготовительной
группы в возрасте
6-7 лет
Групповая
Дети средней
группы в возрасте
4-5 лет
Групповая
Дети старшей
группы в возрасте
5-6 лет
Групповая
20
Реализация рабочих программ осуществляется педагогом-психологом
еженедельно при согласии родителей (законных представителей).
В технологическом аспекте коррекционно-развивающее направление
деятельности педагога-психолога предполагает широкое использование
разнообразных видов игр, в том числе психологических, раскрепощающих;
проблемных ситуаций, разрешаемых в процессе экспериментов, дискуссий,
проектов; творческих заданий, связанных с созданием различных продуктов
деятельности
на
основе
воображения;
этюдов,
в
том
числе
психогимнастических; свободной недирективной деятельности воспитанников.
Ведущим выступают игровые технологии, создающие, согласно Л.С.
Выготскому, условия для спонтанно-реактивной деятельности детей. При
отборе психологического инструментария ведущим является принцип
целостного воздействия на личность ребёнка.
2.1.4. Направление «Психологическое просвещение»
Под психологическим просвещением понимается приобщение взрослых
(педагогов, родителей) и детей к психологическим знаниям. Данное
направление предполагает деятельность педагога-психолога по повышению
психологической компетенции педагогов и родителей.
Основные формы работы с педагогами: семинары-практикумы,
семинары, круглый стол, мастер-классы и т.д.
Основные формы работы с родителями: родительские собрания, тренинг,
дискуссии,
мастер-класс,
информационные
стенды,
тематические
консультации, памятки, информационные листовки, газеты, журналы и т.д.
2.1.5. Направление «Психологическая профилактика»
Психологическая профилактика в контексте ФГОС ДО рассматривается
как приоритетное направление деятельности педагога-психолога ДОУ.
Цель психологической профилактики состоит в том, чтобы обеспечить
раскрытие возможностей возраста, снизить влияние рисков на развитие
ребёнка, его индивидуальности (склонностей, интересов, предпочтений),
предупредить нарушения в становлении личности и интеллектуальной сфер
через создание благоприятных психогигиенических условий в образовательном
учреждении.
Психогигиена предполагает предоставление субъектам образовательного
процесса психологической информации для предотвращения возможных
проблем.
Работа с педагогами направлена на профилактику «эмоционального
выгорания», создание в ДОУ благоприятного психологического климата,
профилактику и своевременное разрешение конфликтов в ДОУ, повышение
21
эффективности в работе с детьми и родителями, профессиональный и
личностный рост.
Работа с родителями предполагает профилактику дезадаптивного
поведения ребёнка в семье, формирование доброжелательных доверительных
отношений с ребёнком, направленность на формирование полноценной
личности ребёнка.
Работа с детьми в рамках данного направления направлена на создание
благоприятного психологического климата в группе, разрешение возникающих
конфликтов между детьми, социальную адаптацию детей.
В рамках социальной адаптации психолог ведёт работу с детьми по
преодолению трудностей: во взаимодействии детей с новыми взрослыми,
ровесниками и освоение предметно-развивающей среды. В таблице ниже
представлено содержание работы педагога-психолога по работе с детьми в
период адаптации.
Сфера
адаптационных
трудностей
Взаимодействие с
новым взрослым
Взаимодействие с
ровесниками
Освоение
предметноразвивающей
среды
№
п/п
1
Проявление
адаптационных трудностей
в развитии
Отчуждённость, негативное
отношение к требованиям,
отношения типа
«симбиотической связи»,
нечувствительность к
педагогической оценке,
амбивалентность поведения.
Замкнутость, застенчивость;
конфликтность, драчливость,
стремление доминировать;
неумение действовать
сообща, несоблюдение
правил взаимодействия;
несформированность
игрового поведения.
Неумение действовать
самостоятельно;
несформленность интересов;
недостаточная
сформированность способов
действий с предметами;
боязнь нового пространства.
Задачи работы
Развивать доверие к новому взрослому,
стремление к положительной оценке.
Содействовать необходимости и важности
требований. Формировать стремление
действовать вместе со взрослым, достигая
результатов.
Формировать
положительный
образ
ровесника, представления о правилах
поведения в детской группе; развивать
стремление следовать этим правилам.
Развивать
интерес
к
ровесникам,
стремление действовать сообща, навыки
игрового общения с детьми.
Развивать самостоятельное, уверенное
поведение. Содействовать оформлению и
осознанию своих интересов. Развивать
репертуар
предметных,
игровых
и
коммуникативных действий. Создавать
условия для самореализации, переживания
успеха.
2.2. Описание вариативных форм реализации Программы
Наименование вариативной
формы реализации программы
Психолого-педагогический
консилиум
Содержание
В рамках ППк педагог-психолог:
• Осуществляет
консультирование
22
2
Педагогический совет
3
Консультационный пункт
родителей и педагогов по вопросам
оказания помощи детям.
• Приводит
углубленную
диагностику
развития ребёнка.
• Отслеживает результаты коррекционноразвивающей работы.
• Участвует в разработке индивидуальной
образовательной траектории (маршрута).
• Проводит
коррекционно-развивающие
занятия по рекомендациям ППк.
• Участвует в оформление медицинской
карты (психологический блок).
Проведение
групповых
консультаций,
семинаров-практикумов,
мастер-классов
с
педагогами. Тематика выступлений в рамках
педагогического совета определяется исходя из
тем педагогических советов ДОУ.
Оказание консультативной помощи родителям
детей не посещающих ДОУ.
2.3. Особенности взаимодействия педагога-психолога с семьями
воспитанников
Работа с родителями регламентирована ФГОС ДО и является
обязательной частью Программы. Целью работы с родителями является
повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах обучения
и воспитания, охраны и укрепления физического и психического здоровья
детей.
При этом, родители как непосредственные участники образовательного
процесса включаются во все направления работы педагога-психолога ДОУ.
Направление работы
педагога-психолога
Психологическая
диагностика
Психологическое
консультирование
Коррекционноразвивающее
направление
Психологическая
профилактика
Формы работы с родителями
1. Получение от родителей письменное согласие/ несогласие на
проведение психологической диагностики с ребёнком.
2. При желании родителей их присутствие на диагностике.
3. Анкетирование родителей.
1. Проведение индивидуальных консультаций с родителями по
приглашению педагога-психолога ДОУ, направлению педагогов и
их собственным запросам.
1. Совместное пребывание ребенка и родителей на занятиях.
2. Выполнение рекомендаций педагога-психолога.
1. Участие в детско-родительских тренингах.
23
Психологическое
просвещение
1. Участие родителей в мастер-классах, семинарах-практикумах,
родительских собраниях.
2. Предоставление информации родителям через информационные
стенды, памятки, газеты, журналы, информационные листовки.
Особенности взаимодействия педагога-психолога
с педагогами ДОУ
Психолого-педагогическое
сопровождение
ребёнка
осуществляется
комплексно всеми педагогическими работниками, участвующими в работе с
детьми. Взаимодействие педагога-психолога с педагогами заключается в:
• совместной разработке индивидуальных учебных планов воспитанников
с учётом их личностных и психологических особенностей, анализируя
возможности и ограничения используемых педагогических технологий,
методов и средств обучения с учётом возрастного и психофизического
развития обучающегося;
• оказании
консультативной
помощи
педагогам
по
выбору
образовательных технологий с учётом индивидуально-психологических
особенностей обучающихся;
• оказании психологической поддержки педагогам в проектной
деятельности по совершенствованию образовательного процесса;
• разработке совместно с педагогами и специалистами ДОУ
индивидуальных образовательных траекторий с учётом индивидуальных
и возрастных потребностей и возможностей обучающихся;
• участии поиска путей совершенствования образовательного процесса
педагогическим коллективом;
• оказании консультативной помощи администрации, педагогам и другим
работникам ДОУ по психологическим проблемам обучения, воспитания и
развития детей;
• организации и осуществлении совместно со специалистами ДОУ
психологической коррекции определённых недостатков;
• знакомстве педагогов и администрации ДОУ с современными
исследования в области психологии раннего и дошкольного возраста, в
области социальной адаптации, а также информирование субъектов
образовательного процесса о формах и результатах своей
профессиональной деятельности;
• совместном планировании и реализации превентивных мероприятий по
профилактике возникновения социальной дезадаптации, аддикций и
девиации поведения;
• разъяснении участникам образовательного процесса необходимости
применения здоровьесберегающих образовательных технологий;
24
2.4.
• оценке результата применения здоровьесберегающих образовательных
технологий.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации Программы
Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие
психолого-педагогические условия:
• уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и
поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных
возможностях и способностях;
• использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным
особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и
искусственного замедления развития детей);
• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия
взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности
каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
• поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения
детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах
деятельности;
• поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для
них видах деятельности;
• возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения;
• защита детей от всех форм физического и психического насилия;
• поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей,
охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в
образовательную деятельность.
3.2. Материально-техническое обеспечение Программы
Сведения об имеющихся в наличии помещений для организации образовательной
деятельности
№ п/п
Наименование
Количество мест
1
Кабинет педагога-психолога
8
Сведения об имеющемся в наличии информационно-технического оборудованиядля
организации образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
технических средств
Количество
1
Ноутбук
1
2
Принтер
1
Сведения об имеющемся в наличии учебного оборудования для организации
образовательной деятельности
№ п/п
Наименование
Количество
25
1
2
3
Детский стол (регулируемый по высоте)
Детский стул (регулируемые по высоте)
Магнитная доска
3
8
1
3.3. Обеспеченность методическими материалами и средствами
обучения и воспитания
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
№ п/п
1
2
3
4
5
1
2
Сведения об имеющемся в наличии дидактических пособий,
игр для организации образовательной деятельности
Наименование
Количество
Дидактическая игра «Мышонок и его настроение»
1
Дидактическая игра «В мире эмоций»
1
Дидактическая игра «Чувства в домиках»
Дидактическая игра «Планета чувств»
Комплект дидактических игр «Цветные кляксы»
Набор фотокарточек «Эмоции»
Дидактическая игра «Паровозик»
Дидактическая игра «Спрячь игрушку»
Демонстрационный материал «Настроения»
Вписываете свои дидактические игры
Пирамидка большая
Пирамидка малая
Паровозик-сортер
Резиновые игрушки
Цветная башня
Пирамидка - стаканчики
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
4
1
1
Методическая литература для организации образовательной деятельности
Наименование
Количество
Психологическая коррекция
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик».
1
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 3-4 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик».
1
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 4-5 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
Куражева Н.Ю., Вараева Н.В. «Цветик-семицветик».
1
Программа интеллектуального, эмоционального и волевого
развития детей 5-6 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011
Кремлякова А.Ю. Психологическое сопровождение детей в
1
раннем возрасте в ДОУ. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014
Вписываете свою литературу.
1
Психологическая диагностика
Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском
1
саду: комплект материалов для педагогов-психологов
детских дошкольных образовательных учреждений. – М.:
Генезис, 2008
Вписываете свою литературу
1
Психологическое консультирование
26
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? – М.: АСТ,
2007
Вписываете свою литературу
Психологическое просвещение
Верещагина Н.В. Если ребёнок отстаёт в развитии. – СПб.:
ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2012
Вписываете свою литературу
Психологическая профилактика
Млодик И. Книга для неидеальных родителей, или Жизнь на
свободную тему. – М.: Генезис, 2010.
Вписываете свою литературу
1
2
1
2
1
2
1
1
1
1
1
1
3.4. Режим работы педагога-психолога
Нагрузка педагога-психолога в МБДОУ д/с ОВ № 9 составляет 0,5 ставки
(18 часов рабочего времени в неделю).
Распределение рабочего времени педагога-психолога в соответствии с
направлениями работы
Пятница
Четверг
Вторник
Понедел
ьник
День
недели
Содержание работы
Работа с родителями
Работа с детьми
Работа с документацией
Работа с документацией
Работа с детьми
Работа с документацией
Работа с детьми
Работа с документацией
Работа с документацией
Работа с детьми
Работа с документацией
Работа с педагогами
(консультирование,
проведение семинаров,
мастер-классов и т. д)
Работа с документацией
Работа с родителями
(консультирование,
проведение семинаров,
мастер-классов и т. д)
Направление работы
Консультирование, психологическая
профилактика и психологическое просвещение
Коррекционно-развивающее направление
Организационно-методическое направление
Организационно-методическое направление
Коррекционно-развивающее направление,
психологическая диагностика
Организационно-методическое направление
Коррекционно-развивающее направление,
психологическая диагностика
Организационно-методическое направление
Организационно-методическое направление
Коррекционно-развивающее направление,
психологическая диагностика
Организационно-методическое направление
Консультирование, психологическая
профилактика и просвещение
Организационно-методическое направление
Консультирование, психологическая
профилактика и просвещение
27
3.5. Особенности организации развивающей предметнопространственной среды кабинета педагога-психолога
В МБДОУ д/с ОВ № 9 имеется кабинет педагога-психолога. Он
расположен на первом этаже детского сада, в левом крыле здания. Площадь
кабинета составляет 16 м2. Цвет стен, пола, мебели, подобран по принципу
использования спокойных и нейтральных тонов, не вызывающих
дополнительного возбуждения и раздражения. Мебель в кабинете с
округленными формами и установлена в контексте общей композиции.
Освещение в кабинете соответствует санитарным нормам. Организация
образовательного пространства кабинета обеспечивает:
• Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
детей, экспериментирование с доступными детям материалов (песком).
• Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой
моторики, участие в играх малой подвижности.
• Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением, возможность самовыражения детей.
С учетом задач работы педагога-психолога ДОУ помещение
территориально включает несколько зон, каждая из которых имеет
специфическое назначение и соответствующее оснащение.
1. Зона ожидания. Находится за пределами кабинета. Предназначена для
ожидания клиента своего времени для консультации.
2. Рабочая зона - оборудована письменным столом, стулом, ноутбуком,
шкафом для хранения методических материалов, дидактических игр и
игрушек.
3. Зона развивающих занятий оснащена детскими столами и стульчиками,
стеллажом для игрушек.
4. Зона релакса представлена мягкой мебелью.
28
3.6. Краткая презентация программы
Программа педагога-психолога по сопровождению образовательного
процесса в МБДОУ д/с ОВ № 9 (далее – Программа) составлена на основе
основной общеобразовательной программы дошкольного образования МБДОУ
д/с ОВ № 9.
Целью
Программы
является
психологическое
сопровождение
образовательного процесса в МБДОУ д/с ОВ № 9 - повышение качества
образования путём индивидуализации образовательной деятельности педагога
и родителя с ребёнком дошкольного возраста; сохранение психического
здоровья и эмоционального благополучия всех участников образовательного
процесса.
Программа ориентирована на работу с воспитанниками ДОУ в возрасте
от 2 до 7 лет, их родителями, педагогами, которые непосредственно работают с
детьми (воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической
культуре), а также с администрацией ДОУ.
В Программе предусмотрены следующие направления работы педагогапсихолога: психологическая диагностика, психологическое консультирование,
психологическая коррекция, психологическое просвещение, психологическая
профилактика, экспертная деятельность. Рассмотрены разные формы
реализации Программы. Описано методическое и практическое оснащение
работы педагога-психолога.
29