УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
Принята на заседании педагогического
Совета МБДОУ д/с ОВ № 9
Протокол № 5 от 14.03.2023 г.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬН
ОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮ
ЩЕГО ВИДА № 9
Утверждаю:
заведующий МБДОУ д/с ОВ № 9
_______________Л.В. Новикова
Приказ № 111 от 24.03.2023
Имеет цифровую подпись отМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
DN:C=RU, S=Краснодарский край, STREET="352022, Краснодарский
край, Кущевский р-н, Первомайский п, УЛ. КРАСНАЯ, Д.1",
L=Кущевская, T=ЗАВЕДУЮЩАЯ, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9,
ОГРН=1022304241552, СНИЛС=01224138588,
OID.1.2.643.100.4=2340014460, ИНН=234101850574,
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Лилия Владимировна, SN=Новикова,
CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
Причина:I am the author of this document
Размещение:
Дата:2023-04-04 09:45:46
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«ЮНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ»
Уровень программы: ознакомительная
Срок реализации программы: 1 год – 72 ч.
Возрастная категория: от 6 до 7 лет
Состав группы: до 15 человек
Форма обучения: очная
Вид программы:
модифицированная
Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе ______________
Автор-составитель:
старший воспитатель МБДОУ д/с ОВ № 9
Селиверстова Татьяна Николаевна
поселок Первомайский
1
2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………… ..3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………….. ..7
1.3. Содержание программы …………………………………………………….8
1.4. Планируемые результаты………………………………………….………14
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1. Календарный учебный график…………………………………………….15
2.2. Условия реализации программы…………………………………………..21
2.3. Формы аттестации………………………………………………………….27
2.4. Оценка планируемых результатов……………………………………...…28
2.5. Методические материалы………………………………………………….28
Список литературы………………………………………………………………31
2
Раздел 1. «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и
дарований детей на кончиках пальцев. От
пальцев, образно говоря, идут тончайшие
ручейки, которые питают источник
творческой мысли. Другими словами: чем
больше мастерства в детской ладошке,
тем умнее ребенок».
Сухомлинский В. А.
Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового
поколения является системно-деятельностный подход, предполагающий
чередование практических и умственных действий ребёнка. ФГОС
дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что
требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным
формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная
деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет
педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
Цель программы, содержание и условия реализации представлены в
соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
3
5. Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных
правил
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения";
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
7. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (2020г.) ;
8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида № 9.
Программа доступна для детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Детское конструирование – это один из видов художественноизобразительной деятельности, направленной на создание разнообразных
построек из строительных наборов, конструкторов; изготовление поделок,
игрушек, атрибутов для игр из бумаги, картона, природных, бросовых
материалов.
Результаты детского конструирования просты и лаконичны как по
своей форме, так и по содержанию. Конструкция в мире ребёнка организует
его игру как один из видов детской деятельности. Игра часто сопровождает
процесс конструирования, а выполненные детьми поделки используются в
играх.
В кружке «Юные конструкторы» воспитанники знакомятся с основами
конструирования и моделирования, занятия содействуют развитию
творческих способностей и наглядно-образного мышления, развитию всех
познавательных процессов, в том числе и мелкой моторики, способствуют
формированию дружеских отношений в коллективе воспитанников,
развивают уверенность в себе и своих учебных возможностях.
Направленность
Ознакомительная программа «Юные конструкторы» научно-технической
направленности ориентирована на реализацию интересов детей в сфере
конструирования и моделирования, развитие их информационной и
технологической культуры.
Программа соответствует уровню дошкольного образования, направлена
на формирование познавательной мотивации, приобретение опыта
продуктивной творческой деятельности, развитие художественного вкуса,
конструктивных и творческих способностей как в группах общеразвивающей
направленности, так и для детей с ограниченными возможностями здоровья.
4
Новизна
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в
форме
познавательной
деятельности
раскрыть
практическую
целесообразность конструирования, развить необходимые в дальнейшей
жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных
образовательных областей в работе кружка открывает возможности для
овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам
крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения
личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые
игрушки лишают ребенка возможности творить самому.
Действия с различными видами конструктора открывают ребенку
новый мир, предоставляют возможность в процессе работы приобретать
такие
социальные
качества
как
любознательность,
активность,
самостоятельность,
ответственность,
взаимопонимание,
навыки
продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я
умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и
мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и
чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
Также программа ориентирована на реализацию регионального
компонента. Для современного человека стало актуальным восстановление
культурно-исторических связей с родным краем, своей малой Родиной.
Очень важно с юных лет прививать навыки бережного отношения к природе
родного края, к культурно-историческому наследию предков.
Благодаря работе в разной технике конструирования дети будут
знакомиться с природой, представителями животного мира нашего края,
используя в создании своих работ природный материал. Особенности
архитектуры Кущевского района, поселка Первомайского, уклад жизни
людей будут моделироваться в конструкторской деятельности, в том числе с
использованием современных конструкторов.
Актуальность
Актуальность программы заключается в дефиците развития широкого
кругозора дошкольника, который может быть восполнен в том числе и в
обучении дошкольников конструированию из различных материалов.
Актуальность программы «Юные конструкторы» также заключается в
развитии межличностных отношений дошкольников, развития их
коммуникабельности, других нравственных качеств. При совместной
конструктивной деятельности дети более дружны, сосредоточены, активны.
Именно совместная деятельность является эффективным средством для
формирования дружеских взаимоотношений, а еще способствует развитию
речи детей.
5
В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов
формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о
предметах и явлениях окружающей жизни.
Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они
удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время
воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата.
Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками,
выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим
испортить поделку.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство,
имеется целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение,
домысливание, фантазирование. Игровое конструирование посредством
применения разнообразных педагогических форм и методов работы
поощряет детей мыслить творчески, анализировать ситуацию. Во время
конструктивной игры процесс усвоения знаний идет быстрее, дети
становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они
придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
Отличительные особенности
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы заключаются в организации системно-деятельностного и
личностного
подхода.
Программа
предполагает
активизацию
познавательной деятельности каждого ребенка с учётом его возрастных и
индивидуальных особенностей. Программа раскрывает
личностный
потенциал каждого дошкольника, реализуется путём индивидуализации
игровых заданий. Воспитанник всегда имеет выбор в принятии решения,
исходя из его степени сложности. Он может заменить предлагаемые
материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и
качествами.
Программой предусмотрена работа с одаренными детьми, созданы
условия для развития творческих способностей одаренных детей, их
самореализации в условиях дифференцированного и индивидуального
обучения. Предусмотрены индивидуальные задания повышенной сложности
для таких детей, а также выбор модулей и уровня сложности для детей с
ограниченными особенностями здоровья.
Адресат
Возраст обучающихся, участвующих в реализации Программы –
дети дошкольного возраста 6-7 лет.
Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей
детей заниматься конструированием, без специального отбора и не имеющих
6
противопоказаний по здоровью.
Форма обучения очная.
Форма обучения
Режим занятий
Кружок формируется из детей подготовительной группы МБДОУ д/с
ОВ № 9. Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общее
количество часов в год - 72 часа: 34 часов – теория, 38 часов – практика.
Количество часов в неделю - 2 часа; продолжительность занятия - 40 минут.
Образовательная деятельность по программе проводится 2
раза в
неделю во второй половине дня, длительностью 40 минут - с 16.20 до 17.00.
Количество часов в неделю и наполняемость групп программы
соответствуют требованиям СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса
Условия приёма детей: прием в кружок «Юные конструкторы»
осуществляются по желанию ребенка и по личному заявлению родителя
(законного представителя) ребенка.
В кружок дети могут приниматься в течение всего календарного года
при наличии свободных мест.
Занятия: групповые, очные.
Данная программа по форме организации образовательного процесса
является модульной и состоит из трех модулей:
Модуль 1 « Конструирование из конструкторов разного вида».
Модуль 2 «Конструирование из бумаги и другого, в том числе
бросового материала».
Модуль 3 «Конструирование из песка и природного материала».
Уровень содержания программы - ознакомительный.
Данная программа ознакомительного уровня связана с базовой
программой «Роботенок», реализуемой МАОУ ДО «Дом творчества»
Муниципального образования Кущевский район Краснодарского края.
Объём программы – 72 часа.
Сроки
реализации
программы:
данная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную
реализацию в течение одного учебного года.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель:
развитие
конструктивных
и
творческих
способностей,
7
формирование интересов в соответствии с личностными возрастными
особенностями у детей дошкольного возраста, развитие пространственных
представлений через конструирование, умения самостоятельно решать
поставленные конструктивные задачи, в том числе для детей с
ограниченными возможностями здоровья.
Создание условий для конструктивного творчества детей дошкольного
возраста.
Выявление
одарённых,
талантливых
детей,
обладающих
нестандартным творческим мышлением.
Задачи:
Предметные:
1. Способствовать
развитию
познавательной
активности
детей
дошкольного возраста средствами конструктивной деятельности.
2. Обучать конструированию по образцу, модели, заданной схеме, по
замыслу.
3. Продолжать учить сравнивать предметы по форме, размеру, цвету,
находить закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
4. Развивать мелкую моторику рук, стимулируя в будущем общее речевое
развитие и умственные способности.
Метапредметные:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и
конструированию, стимулировать детское творчество.
2. Формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать
будущую работу.
3. Формировать интерес к конструкциям зданий и сооружений.
4. Способствовать развитию патриотических качеств.
Личностные:
1. Совершенствовать коммуникативные навыки детей, умение работать в
коллективе, выполняя отведенную роль, способность презентовать свои
достижения.
2. Воспитывать культуру общения, навыки поведения в обществе.
1.3. Содержание программы
Программа составлена с соблюдением психолого-педагогических и
санитарных правил. В ней предусмотрена работа с детьми во второй
половине дня с использованием физкультурных минуток.
8
Реализация программы рассчитана на период с сентября по май, в
соответствии с возрастом детей,календарно-тематическим планом.
В учебном процессе предполагается использование образовательных
конструкторов, природного материала, песка, бумаги и другого материала, в
том числе бросового.
Учебный процесс представлен в различных формах и методах
образовательной деятельности.
Учебный план
№
п/п
Раздел программы
1. Модуль 1
«Конструирование из
конструкторов разного
вида»
2. Модуль 2
«Конструирование из
бумаги и другого
материала, в том числе
бросового»
3. Модуль 3
«Конструирование из
песка и природного
материала»
Итого
Кол-во часов за год
обучения
Всего Теори Практи
я
ка
32
16
16
Формы аттестации
(контроль)
Наблюдение, устный
опрос, творческие
задания
24
11
13
Наблюдение, устный
опрос, творческие
задания
16
7
9
Наблюдение, устный
опрос, творческие
задания
72
Содержание учебного плана
Модуль 1 «Конструирование из конструкторов разного вида»
Реализация этого модуля направлена на развитие познавательной
активности детей дошкольного возраста средствами конструктивной
деятельности; на обучение работе с конструкторами, обучение
конструированию по образцу, модели, заданной схеме, по замыслу.
В работе с детьми предполагается использование конструкторов
универсальных, которые не ограничены ни в содержании построек, ни в
возможности многократного использования.
Цель: Создание условий и предпосылок для технического творчества
детей дошкольного возраста посредством разнообразных образовательных
конструкторов.
Задачи:
1. Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию,
способствовать развитию научно-технического творчества дошкольников.
2. Учить использовать для реализации замысла различные конструкторы.
9
3. Развивать познавательную
активность детей,
коммуникативные навыки детей при работе в
распределение обязанностей.
совершенствовать
паре, коллективе,
4. Формировать предпосылки учебной деятельности, умение и желание
трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной
целью, доводить начатое дело до конца, способствовать ранней
профессиональной ориентации дошкольников.
Учебно-тематический план.
Модуль 1 «Конструирование из конструкторов разного вида»
(32 часа)
№
п/п
Наименование тем
1.1.
Введение в образовательную программу
(набор детей в группы). Мониторинг
Вводное занятие. «Чудеса
конструирования»
«Я хочу построить дом»
«Наблюдение за транспортом»
«Машины будущего»
Просмотр обучающей презентации о
развитии роботехники, в частности в
России «Что умеют роботы?»
«Путешествие ребят напланету Роботов»
Виртуальная экскурсия «Санкт-Петербург.
Парк аттракционов Диво-остров»
«Парк аттракционов»
Игровое занятие «Путешествие на
космическом корабле»
«Космические корабли»
Беседа «Военная техника России»
«Танк»
Просмотр обучающего мультфильма
«Гонки»
«Гоночные машины»
Просмотр обучающей презентации
«Водные транспорт», рисование
«Корабли на рейде»
«Водный транспорт»
Беседа с детьми «Моя малая Родина»,
просмотр обучающей презентации
«Летопись Первомайского»
«Родной поселок»
Беседы о городе, рассматривание
иллюстраций городских улиц и построек.
Дидактическая игра «Что такое улица»
«Город маленьких человечков»
Развлечение «Азбука безопасности»
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
1.13.
1.14.
1.15.
1.16.
1.17.
1.18.
1.19.
1.20.
1.21.
1.22.
Количество часов
Формы
Тео Прак аттестации/
Всего
контроля
рия тика
4
2
2
Промежут.
4
2
2
Промежут.
2
1
1
1
1
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
10
1.23. «Службы спасения»
1.24. Виртуальная экскурсия «Великий Устюг.
Усадьба Деда Мороза»
1.25. «Усадьба Деда Мороза»
ИТОГО
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
32
16
1
16
Промежут.
-
Модуль 2 «Конструирование из бумаги и другого материала,
в том числе бросового»
При конструировании из бумаги дети имеют возможность уточнить
свои знания о плоских геометрических фигурах, сравнить их свойства и
признаки с объёмными формами.
Несмотря на кажущуюся простоту и притягательность для ребят,
конструирование из бумаги и других материалов – это довольно трудоемкое
занятие, которое развивает мышление, учит анализировать, совершенствует
зрительное восприятие и пространственные представления, учит сравнивать,
находить сходства и различия, учит фокусировать внимание на каком-то
определенном занятии, является хорошей подготовкой к овладению письмом
и т. д.
Занятия по конструированию из бумаги и прочего материала
реализуют сразу несколько целей.
Образовательные. В процессе увлекательной игры пополнить детский
багаж знаний новыми словами, понятиями – познакомить с названиями тех
объектов, которые приходится сооружать, с геометрическими фигурами и
телами, с инструментами и материалами, помочь освоить техники работы и
запомнить технические термины.
Воспитательные. В процессе создания чего-то нового собственными
руками пробудить интерес к самостоятельному или коллективному
творчеству, воспитывать аккуратность, любознательность, тягу к
исследованиям, научить не только работать, но и доводить начатое до
завершения.
Развивающие. Конструирование должно способствовать развитию
внимания, навыков концентрации, пространственного и логического
мышления, умения анализировать, творческих способностей, навыков делать
что-то самостоятельно и вместе с кем-то (коллективно); формирование у
детей интереса к техническому творчеству.
Достижению всех этих целей способствует решение следующих задач:
Познакомить с художественным изобретательством при виде
предлагаемого материала.
2.
Развить базовые навыки моделирования.
3.
Научить пользоваться разными инструментами, работать с разными
материалами
4.
Обучить технологиям и приемам работы с разными видами бумаги и
1.
11
другими материалами.
5.
Познакомить с элементарными правилами безопасности в работе с
инструментами.
№
п/п
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
2.8.
2.9.
2.10.
2.11.
2.12.
2.13.
2.14.
2.15.
2.16.
2.17.
2.18.
2.19.
Учебно-тематический план.
Модуль 2 «Конструирование из бумаги и другого материала,
в том числе бросового»
(24 часа)
Наименование тем
Количество часов
Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
Промежут.
1+1
Промежут.
Всего
Теория
Ознакомительное занятие
Проект «Чудеса для детей»
«Шапочка», «Лодочка»,
«Кошелек»
«Волшебный сундучок»
Коллективная работа
«Волшебный сундук»
(атрибут для
образовательной
деятельности и
дидактической игры,
сюрпризного момента)
Интерактивные игры
«Загадки о животных»
«Дикие и домашние
животные»
Просмотр обучающей
презентации «Животные
севера», рассматривание
наглядного пособия
«Животные Арктики и
Антарктики» и энциклопедии
«Обитатели льдов»
«Животные холодных стран»
Просмотр развивающего
видео «Животные жарких
стран»
«Животные жарких стран»
Экскурсия в библиотеку.
Беседа «Такие разные книги»
«Книга своими руками»
Викторина «Будем в армии
служить»
«Наша армия»
Конкурсно-игровая
программа «День цветов»
«Цветы»
1
1
2
1
1
-
1
1
-
1
1
Промежут.
Промежут.
1
1
-
Промежут.
1
-
1
Промежут.
1
1
-
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
-
1
Промежут.
Фотоподборка «Подставка
для карандашей»
«Подставка для
1
1
-
Промежут.
1
-
1
Промежут.
12
2.20.
2.21.
2.22.
2.23.
карандашей»
Беседа «Подводный мир».
Дидактические игры
«Найди рыбке домик»,
«Четвертый лишний»,
подвижные игры «Удочка»,
«Рыбалка»
«Рыбы»
Чтение
художественной
литературы
Н.Носова
«Фантазеры».
Обсуждение
сюжета
«Фантазеры»
ИТОГО
1
1
-
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
24
11
1
13
Промежут.
-
Модуль 3 «Конструирование из песка и природного материала»
Конструирование из природного материала – это художественная
техника создания объемных изделий в виде поделок из природного
материала, путем соединения деталей друг с другом.
Методика организации конструирования из природного материала в
ДОО обладает большим педагогическим потенциалом по развитию
творческих способностей старших дошкольников. Она предполагает
обучение детей таким способам и приемам изображения образа, как
«опредмечивание», «включение», «достраивание», «убрать
лишнее», «комбинирование», которые развивают беглость, гибкость и
оригинальность творческого мышления и воображения.
Природный материал в качестве строительного можно использовать
для игр детей дошкольного возраста. Одним из таких материалов является
песок.
Цель: учить создавать выразительные художественно-конструктивные
образы из природного материала и выражать свое отношение к ним.
Задачи:
1. Формировать эстетическое отношение к миру, выделять
многообразие форм, цвета, фактуры.
в нем
2. Учить детей использовать специфику песка и природного материала для
построения художественного образа и развития детского воображения и
творчества.
3. Использовать синтез искусств (игра-драматизация и конструирование;
художественное слово и конструирование) для совершенствования
конструктивных умений.
13
4. Развивать умение создавать динамические образы, для передачи
характеров, состояний и настроений в поделках из песка и природного
материала (грустный крокодил, задумчивый зайчик).
Учебно-тематический план.
Модуль 3 «Конструирование из песка и природного материала»
(16 часов)
№
п/п
Наименование тем
3.1.
Просмотр
развивающего
мультфильма
«Профессор
Почемушкин»
(«Большой
сборник о космосе»)
«Ракета
и
космические
станции»
Экскурсия в церковь. Беседа с
батюшкой
«Православная
Пасха»
«Пасхальный перезвон»
«Необычные превращения»
Виртуальный мини-музей «В
мире шкатулок»
Игровое занятие
«Чудо шкатулочка»
«Шкатулка»
Чтение рассказа Е. Осетрова
«Кремль – сердце Москвы»
«Башни Кремля»
Викторина «Крепости России»
«Крепость»
Целевая прогулка по поселку,
беседа «Достопримечательности
поселка»,
рассматривание
символики РФ и малой Родины
Поселок «Мечта»
Фантазийные постройки
Выставка творческих работ
«Чудо-выставка»
ИТОГО
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.
3.9.
3.10.
3.11.
3.12.
3.13.
3.14.
3.15.
3.16.
Количество часов
Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
Всего
Теория
1
1
1
-
1
Промежут.
1
1
-
Промежут.
1
1
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
Промежут.
1
1
-
Промежут.
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
1
1
1
1
1
1
1
1
-
Промежут.
Промежут.
Промежут.
Промежут.
1
1
1
-
1
1
1
Промежут.
Итоговая
Итоговая
16
7
9
-
1.4. Планируемые результаты
Предметные:
При правильно организованной
конструктивно-технические умения:
деятельности
дети
приобретут
1.
Развита познавательная активность детей дошкольного возраста
средствами конструктивной деятельности.
2.
Ребенок обучен конструированию по образцу, модели, заданной схеме,
14
по замыслу.
3.
Умеет сравнивать предметы по форме, размеру, цвету, находит
закономерности, отличия и общие черты в конструкциях.
4.
Развита мелкая моторика рук, способствующая общему развитию
речевых и умственных способностей.
Личностные:
Конструктивная деятельность является также средством нравственного
воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности у детей
сформируются важные качества личности:
1.
Совершенствуются коммуникативные навыки, умение работать в
коллективе, выполняя отведенную роль.
2.
Способность презентовать свои достижения.
3.
Повышается культура общения, навыки поведения в обществе.
Метапредметные:
Конструктивная деятельность способствует познанию свойств
геометрических тел и пространственных отношений:
1.
Развивается интерес к моделированию и конструированию,
совершенствуется детское творчество.
2.
Формируются предпосылки к
учебной деятельности: умение и
желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и
поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую
работу.
3.
Формируется интерес
к конструкциям зданий и сооружений.
Развиваются патриотические качества.
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1 Календарный учебный график
Модуль 1 «Конструирование из конструкторов разного вида»
№ п/п
1.
2.
3.
Дата
Темы занятия
Сентябрь
1,2
неделя
Сентябрь
3,4 неделя
Мониторинг
Октябрь
1 неделя
Вводное занятие.
Тема
«Я хочу построить
дом»
Тема
«Чудеса
конструирования»
Коли
Время
Форма
Место
Формы
чество проведе
занятия
проведе контроля
часов
ния
ния
занятия
4
4 ч.
Конструирован МБДОУ
Уст
по 40
ие по замыслу д/с ОВ
ный
минут
№9
опрос
4
4 ч.
Конструирован МБДОУ
Уст
по 40
ие по замыслу д/с ОВ
ный
минут
№9
опрос
2
2 ч.
по 40
минут
Групповое
конструирован
ие
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Наблю
дение
15
4.
Октябрь
2 неделя
1
Октябрь
3 неделя
Тема
«Наблюдение за
транспортом»
Тема
«Машины
будущего»
Просмотр
обучающей
презентации о
развитии
роботехники, в
частности в России
«Что умеют
роботы?»
1
Октябрь
4
неделя
Тема
«Путешествие ребят
напланету Роботов»
Виртуальная
экскурсия
«СанктПетербург. Парк
аттракционов
Диво-остров»
Тема
«Парк
аттракционов»
Игровое занятие
«Путешествие на
космическом
корабле»
Тема
«Космические
корабли»
Беседа
«Военная техника
России»
1
Тема
«Танк»
1
Просмотр
обучающего
мультфильма
«Гонки»
1
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Ноябрь
1
неделя
11.
12.
Ноябрь
2 неделя
13.
14.
Ноябрь
3 неделя
1
1
1
1
1
1
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
Игровое занятие МБДОУ
Уст
д/с ОВ
ный
№9
опрос
Конструирова МБДОУ Наблю
ние по теме
д/с ОВ
дение
№9
Просмотр
МБДОУ Беседа
обучающей
д/с ОВ
развивающей
№9
презентации,
беседа,
дидактическая
игра «Собери
робота по
образцу»
1 ч.
Конструирова МБДОУ Выставка
по 40
ние по теме
д/с ОВ
работ
минут
№9
1 ч.
Просмотр
МБДОУ Беседа
по 40
обучающего
д/с ОВ
минут
развивающе
№9
го
видеофильма,
беседа,
рисование
1 ч. по 40 Конструирова МБДОУ Наблю
минут
ние по теме
д/с ОВ
дение
№9
1 ч.
Игровое
МБДОУ Наблю
по 40
занятие
д/с ОВ
дение
минут
№9
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
МБДОУ Конкур
д/с ОВ с работ
№9
Беседа,
МБДОУ Наблю
рассматривание д/с ОВ
дение
№9
наглядного
пособия,
отгадывание
загадок,
дидактическая
игра-пазлы
«Военная
техника»
Конструирова МБДОУ Выставка
ние по теме
д/с ОВ
работ
№9
Просмотр
МБДОУ Беседа
обучающего
д/с ОВ
мультфильма,
№9
обсуждение
сюжета и
увиденных
16
15.
16.
Ноябрь
4 неделя
17.
18.
Декабрь
1 неделя
19.
20.
Декабрь
2 неделя
21.
22.
Декабрь
3 неделя
23.
24.
Декабрь
4 неделя
моделей
гоночных
машин
Конструирова
ние по теме
Тема
«Гоночные
машины»
1
1 ч.
по 40
минут
Просмотр обучаю
щей презентации
«Водные транспо
рт», рисование
«Корабли на
рейде»
1
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Тема
«Водный
транспорт»
Беседа с детьми
«Моя малая
Родина», просмотр
обучающей
презентации
«Летопись
Первомайского»
1
Тема
«Родной поселок»
1
Беседа о городе,
рассматривание
иллюстраций
городских улиц и
построек.
Дидактическая
игра «Что такое
улица»
Тема «Город
маленьких
человечков»
Развлечение
«Азбука
безопасности»
1
1 ч.
Просмотр обуча
по 40
ющей
минут
презентации,
рисование,
рассматривание
наглядного
пособия
1 ч.
Конструирова
по 40
ние по теме
минут
1 ч.
Беседа,
по 40
просмотр обуч
минут
ающей
презентации,
рассматривание
наглядных
пособий о
поселке
Первомайском
(альбомы,
макеты)
1 ч.
Конструирова
по 40
ние по теме
минут
1 ч.
Игровое
по 40
занятие,
минут
игровая
деятельность,
рассматривание
наглядного
пособия,
фотографий
1 ч.
Конструирова
по 40
ние по теме
минут
1 ч.
Развлечение
по 40
минут
Тема
«Службы
спасения»
Виртуальная
экскурсия
«Великий Устюг.
1
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
1
1
1
1
Конструирова
ние по теме
Просмотр
обучающего
видеофильма
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Просм
отр и
анализ
готовы
х работ
Наблю
дение
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
работ
№9
МБДОУ Наблю
д/с ОВ
дение
№9
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
работ
№9
МБДОУ
Игра
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Наблю
дение
Анализ
результ
ата
участи
я детей
Наблю
дение
Беседа
17
Усадьба Деда
Мороза»
25.
ИТОГО
Тема
«Усадьба Деда
Мороза»
1
1 ч.
по 40
минут
рассматривание
фотографий,
беседа, игровая
деятельность
Конструирова МБДОУ Выставка
ние по теме
д/с ОВ
№9
32 часа
Модуль 2 «Конструирование из бумаги и другого материала,
в том числе бросового»
№ п/п
1.
Дата
Темы занятия
Январь
1 неделя
Ознакомительное
занятие
Проект
«Чудеса для детей»
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Январь
2 неделя
Тема
«Шапочка»,
«Лодочка»,
«Кошелек»
Январь
Тема
3 неделя
«Волшебный
сундучок»
Коллективная работа
«Волшебный сундук»
(атрибуты для
образовательной
деятельности и
дидактической игры,
сюрпризного
момента)
Январь Интерактивные игры
4 неделя
«Загадки о
животных»
Тема
Колич Время
Форма
ество проведе
занятия
часов
ния
занятия
1
1 ч.
Беседа,
по 40
объяснение,
минут рассматривани
е схем и
другого
демонстрацион
ного материала
1
1 ч.
Проектная
по 40 деятельность,
минут конструирован
ие по замыслу
2
2 ч.
Конструирова
по 40
ние по теме
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
1
1 ч.
по 40
минут
1
1 ч.
Игровая
деятельность,
беседа,
рассматривани
е макетов
«Дикие
животные»,
«Домашние
животные»
Конструирова
1
1
Конструирова
ние по
замыслу
Место
Формы
проведе контроля
ния
МБДОУ Устный
д/с ОВ
опрос
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние,
№9
выставка
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние,
№9
конкурс
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Анализ
д/с ОВ готовых
№9
работ
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Игра
МБДОУ Выставка
18
8.
9.
10.
«Дикие и домашние
животные»
Февраль Просмотр обучающей
1 неделя
презентации
«Животные севера»,
рассматривание
наглядного пособия
«Животные Арктики
и Антарктики» и
энциклопедии
«Обитатели льдов»
Тема
«Животные
холодных стран»
Февраль
Просмотр
2 неделя развивающего видео
«Животные жарких
стран»
11.
12.
Февраль
3 неделя
13.
14.
Февраль
4 неделя
15.
16.
Март
1 неделя
17.
1
1
Тема
«Животные жарких
стран»
Экскурсия в
библиотеку. Беседа
«Такие разные
книги»
Тема
«Книга своими
руками»
Викторина
«Будем в армии
служить»
1
Тема
«Наша армия»
1
Конкурсно-игровая
программа
«День цветов»
Тема
«Цветы»
(бумагопластика,
оригами)
Фотоподборка
«Подставка для
карандашей»
1
18.
Март
2 неделя
19.
Тема
«Подставка для
карандашей»
Март
Беседа «Подводный
3 неделя мир». Дидактические
игры «Найди рыбке
20.
1
1
1
1
1
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1
1 ч.
по 40
минут
1
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1
ние по теме
Просмотр
обучающей
презентации,
наглядного
пособия,
беседа,
раскрашивание
«Животные
севера»
Конструирова
ние по теме
Просмотр
развивающего
видео, видео,
игровая
деятельноть
Конструирова
ние по теме
Экскурсия,
беседа
Конструирова
ние по теме
Викторина,
беседа,
игровая
деятельность
Конструирова
ние по теме
Игровая
деятельность
Конструирова
ние по теме
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Беседа
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
№9
МБДОУ Беседа
д/с ОВ
№9
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Конкурс
д/с ОВ
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
№9
МБДОУ
Игра
д/с ОВ
№9
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
№9
Беседа,
МБДОУ Наблюде
рассматривани д/с ОВ
ние
е, творческие
№9
задания
Конструирова МБДОУ Наблюде
ние по теме
д/с ОВ
ние
№9
Игровое
МБДОУ
Игра
занятие,
д/с ОВ
беседа
№9
19
домик», «Четвертый
лишний»,
подвижные игры
«Удочка», «Рыбалка»
Тема
«Рыбы»
21.
22.
Март
4 неделя
23.
1
Чтение
художественной
литературы Н.Носова
«Фантазеры».
Обсуждение сюжета
1
Тема
«Фантазеры»
1
ИТОГО
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
Чтение
художественн
ой
литературы,
игровая
деятельность,
рисование
Конструирова
ние по теме
24 часа
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Беседа
д/с ОВ
№9
МБДОУ Выставка
д/с ОВ
№9
Модуль 3 «Конструирование из песка и природного материала»
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Дата
Темы занятия
Апрель
1 неделя
Просмотр
развивающего
мультфильма
«Профессор
Почемушкин»
(«Большой сборник о
космосе»)
Тема
«Ракета и
космические
станции»
Апрель Экскурсия в церковь.
2 неделя
Беседа с батюшкой
«Православная
Пасха»
Тема
«Пасхальный
перезвон»
Апрель
Тема
3 неделя
«Необычные
превращения»
Виртуальный минимузей
«В мире шкатулок»
Апрел
ь
4
Игровое занятие
«Чудо шкатулочка»
Колич Время
ество проведе
часов
ния
занятия
1
1 ч.
по 40
минут
Форма
занятия
Место
Формы
проведе контроля
ния
Просмотр
МБДОУ
развивающего д/с ОВ
мультфильма,
№9
беседа, игровая
деятельность
Беседа
1
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
1
1 ч.
по 40
минут
Экскурсия,
беседа
МБДОУ Беседа,
д/с ОВ наблюде
№9
ние
1
1 ч.
по 40
минут
1 ч. по
40
минут
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Беседа
д/с ОВ
№9
1
1
1
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
Просмотр
видео, беседа,
игровая
деятельность
Игровое
занятие
МБДОУ
д/с ОВ
№9
Игра
20
8.
неделя
Тема
«Шкатулка»
1
9.
Май
1 неделя
Чтение рассказа Е.
Осетрова
«Кремль – сердце
Москвы»
1
Тема
«Башни Кремля»
1
Викторина
«Крепости России»
1
Тема
«Крепость»
1
Целевая прогулка по
поселку, беседа
«Достопримечательн
ости поселка»,
рассматривание
символики РФ и
малой Родины
1
Тема
Поселок «Мечта»
1
Фантазийные
постройки
1
10.
11.
Май
2 неделя
12.
13.
Май
3 неделя
14.
15.
16.
Май
4 неделя
Выставка творческих
работ
«Чудо-выставка»
ИТОГО
1
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
1 ч.
по 40
минут
Конструирова
ние по теме
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
Чтение
МБДОУ Беседа
художественной д/с ОВ
литературы,
№9
беседа,
рассматривание
наглядного
пособия,
просмотр
обучающей
презентации
Конструирова МБДОУ Наблюде
ние по теме
д/с ОВ
ние
№9
Викторина,
МБДОУ Наблюде
игровая
д/с ОВ
ние
деятельность,
№9
демонстрация
презентации
Конструирова МБДОУ Наблюде
ние по теме
д/с ОВ
ние
№9
Целевая
МБДОУ Наблюде
прогулка по
д/с ОВ
ние
поселку,
№9
беседа,
рассматривани
е наглядного
пособия,
фотоальбомов
о поселке
Первомайском
Конструирова МБДОУ Наблюде
ние по теме
д/с ОВ
ние
№9
Конструирова МБДОУ Выставка
ние по
д/с ОВ
замыслу
№9
Конструирова МБДОУ Выставка
ние по
д/с ОВ
замыслу
№9
16 часов
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (далее помещение для
занятий), соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарно21
эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г.
Учебное помещение оборудовано столами и стульями в соответствии с
ростовыми показателями детей, шкафами для игрушек, игр
и
пособий, соблюдаются гигиенические требования к содержанию помещения
и видам работ для ведения образовательной деятельности. Для эффективных
занятий создана гармоничная развивающая среда и творческая атмосфера.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Оборудование
Количество
Столы (рассчитаны на 2 ребенка)
8
Стулья
15
Металлический конструктор
5
Наборы
модульных
конструкторов
и
конструкторов,
10
соединяющихся по принципу ЛЕГО или иным способом
Наборы из мягкого пластика для плоскостного конструирования
5
Наборы строительного материала, имеющего основные детали
3
Настольный конструктор деревянный цветной с мелкими
8
элементами
Конструктор с соединением в различных плоскостях пластиковый
15
настольный
Набор из объемных элементов разных и повторяющихся форм,
1
цветов и размеров на общем основании для сравнения
Набор мягких модулей
1
Набор фигурок людей
3
Крупная мозаика
3
Мелкая мозаика
5
Набор бросового материала (нитки, пуговицы, бусины, семена,
1
веточки, вырезки из журналов, обои, лоскуты ткани, фантики,
наклейки катушки, контейнеры киндерсюрпризов, пробки и т.п.)
Набор печаток, штампиков, формочек для декорирования лепных
1
работ
Набор природного материала (листья, семена, цветы, ветки,
1
шишки и т. п.)
Песочница с песком
1
Ножницы с тупыми концами
15
(большие и маленькие)
Кисти для клея
15
Клей ПВА
15
Набор двухсторонней цветной бумаги для оригами
15
Наборы цветного и белого картона
15
Комплект заданий для конструирования в виде схем, чертежей,
1
рисунков
(при
использовании
интерактивной
доски,
видеопроектора – на электронном носителе)
Набор тематических демонстрационных плакатов и карточек
1
Информационный уголок «Наши достижения»
1
Методическая и художественная литература:
1.
Хрестоматия для детей 6-7 лет.
2.
Н. Носов «Фантазеры».
22
3.
Полная хрестоматия для детского сада.
4.
Л.В. Куцакова «Конструирование из строительного материала.
Подготовительная группа (6-7 лет)», Мозаика-Синтез. Москва, 2016.
5.
И.В. Новикова «Конструирование из природного материала в детском
саду», Академия Развития, 2005.
6.
Е.В. Фешина «Лего-конструирование в детском саду», ТЦ Сфера, 2016.
7. Наглядно-дидактический комплект. Конструирование. 38 цветных
иллюстраций формата А4 на картоне. 6-7 лет, Коллектив Издательства
Учитель, 2019.
8.
Л.В. Куцакова «Художественное творчество и конструирование. 6-7
лет», Мозаика-Синтез. Москва, 2020.
9.
Е.В. Селезнева «Цветы и игрушки из скрученной бумаги», Издательский
дом ЛИТЕРА, 2020.
10.
М.Кравченко «Как устроен робот?», Издательский дом ПИТЕР, 2022.
11.
А.В. Банкрашков «Потрясающие инженерные проекты для детей», 2021.
12.
«Простые ЛЕГО-модели на каждый день недели», переводчик Карманова
Мария.
13. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент, 1988.
14. Голицина
Н.С.
«Конспекты
комплексно-тематических
занятий.
Подготовительная группа», Москва, 2016
15. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала»,
Москва, 1985
16. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста.
Конспекты совместной деятельности с детьми. - СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
17. Лиштван В. «Конструирование» Москва, 2009
18. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. - из-во «Академия», 2002.
19. Соколова С.В. Оригами для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО – ПРЕСС» С.Петербург, 2010.
20. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» методическое
пособие, Москва, 2016
21.
Энциклопедии «Я познаю мир», «Большая энциклопедия для детского
сада», «Большая детская энциклопедия», «Обитатели льдов», «Домашние
животные», «Космос», «Животные России», «Автомобили», «Планета Земля»,
«Подводный мир», «Обо всем на свете», «Что, зачем и почему?», «История
транспорта», «Кем быть?», «Строительные машины», «Звездное небо», «Весь
мир на ладошке. Россия», «Энциклопедия в вопросах и ответах», «Лучшая
энциклопедия для любознательных детей».
22.
Конспекты бесед с детьми: «Наблюдение за транспортом», «Военная
техника России», «Моя малая Родина», «Город», «Такие разные книги»,
«Подводный мир», «Достопримечательности поселка Первомайского», «Чудеса
конструирования», «Такие разные роботы», «Таинственный космос», «Славные
защитники Отечества», «Виды транспорта», «Водный транспорт», «Моя малая
Родина», «Летопись Первомайского», «Отважные люди России», «Служба
спасения», «В гости к Деду Морозу», «Почему Дед Мороз к нам приходит
зимой?», «Что такое бросовый материал?», «Вторичное сырье в жизни
человека», «Животный мир», «Книга в жизни человека», «Дом, в котором
живут книги», «Водоемы», «Вода – источник жизни», «Традиции русского
народа», «О доброте и жадности», «о чуткости и равнодушии», «Помощь
взрослым», «Москва – столица нашей Родины», «Московский Кремль»,
«Путешествие в прошлое. Богатыри и крепости», «Мой дом – моя крепость»,
«Символы России и Краснодарского края», «Кущевская – родная станица»,
«Чудо рядом с тобой!»
23
27.
28.
29.
30.
31.
32.
23.
Конспекты игровых занятий и викторин: «Путешествие на космическом
корабле», «Будем в армии служить», «День цветов», «Чудо-шкатулочка»,
«Крепости России».
24.
Наглядные пособия: демонстрационный материал: карточки, схемы,
плакаты, фотоальбомы, фотоподборки, «Я в городе», «Животные Арктики и
Антарктики», «Символика России», «Символика Кубани», «Транспорт», «Виды
транспорта», «Правила дорожного движения», «Мир в картинках»,
«Космический атлас», «Космонавты России и Краснодарского края», «Детям о
космосе», «Планеты», «Военная техника», «Военные профессии», «Полезные
машины», «Техника безопасности», «Служба спасения 112», «Где живут Деды
Морозы?», «Такой разный Дед Мороз», «Новый год и традиции», «Дикие
животные», «Домашние животные», «Животные севера», «Животные жарких
стран», лэпбук «Книга в жизни человека», «Цветы», «Рыбы», иллюстрации к
рассказу Н.Носова «Фантазеры», «Москва – столица России», серия «Моя
Родина – Россия», «Города России», «Здания», «Улицы города», «Городакрепости».
Игры:
1.
Дидактические игры «Что такое улица», «Собери робота по образцу»,
«Природа и человек», «Назови три предмета», «Скажи по-другому», «Найди
предмет той же формы», «Мое облако», «Найди листок, как на дереве», «Не
ошибись», «Летает – не летает», «Кто больше знает?», «Похож – не похож»,
«Угадай, что в мешочке», «Придумай сам», «Отгадай-ка!», «Вершки и
корешки», «Бывает – не бывает», «Отгадываем загадки», «Что вокруг нас?»,
«Скажи, что ты слышишь», «Исправь ошибку», «Кто где живет?», «Птицы
(звери, рыбы)», «Кому что нужно?», «Кто больше вспомнит», «Что это
значит?», «Кто ты?», «Путешествие», «Охотник», «Загадай, мы отгадаем»,
«Хорошо – плохо», «Магазин «Цветы», «Что я видел в лесу», «Что
бывает...(добрым, злым, щедрым, лживым...)», «Две страны», «Добро победит
зло», «Коврик мира», «Для чего нужен предмет?», От зернышка до булочки»,
«Умные машины».
2.
Подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Красный, желтый
зеленый», «Белые медведи», «Быстрей по местам», «Два мороза», «Гуси –
Лебеди», «День и ночь», «Зайцы в огороде», «Запрещенное движение»,
«Затейники», «Золотые ворота», «Карусель», «Космонавты», «Кошки - мышки»,
«Краски», «Ловля обезьян», «Лягушки», «Медведь и пчелы», «Мы веселые
ребята», «Мы водители», «Самолеты», «Стадо и волк», «Удочка», «Рыбалка»,
«Хитрая лиса», «Бездомный заяц», «Быстрей по местам», «Вершки и корешки»,
«Ключи», «Круговая лапта», «Кто быстрее?», «Летает – не летает», «Ловишки
на одной ноге», «Найди мяч», «Не оставайся на полу», «Совушка», «Угадай,
кого поймали», «Цепи кованные», картотека «Игры-аттракционы».
3.
Интерактивные игры, с использованием интерактивного стола, а также с
помощью мультимедийной установки.
В течение года в зависимости от желания детей картотека игр может
видоизменяться и пополняться.
Компьютер
1 шт.
Мультимедийная установка
1 шт.
МФУ
1 шт.
Музыкальный центр
1 шт.
Фотоаппарат
1 шт.
24
Информационное обеспечение
1.
Аудио
2.
Видео
3.
Фото
4.
Интернет-
1.Комплект аудиозаписи звуков природы (релаксация).
2. Комплект аудиозаписи с веселой фоновой музыкой для детского
творчества, игр.
3. Аудиорассказ Н.Носова «Фантазеры».
1. Виртуальная экскурсия «Санкт-Петербург. Парк аттракционов
Диво-остров» (видео).
2. Виртуальная экскурсия «Великий Устюг. Усадьба Деда Мороза»
(видео).
3. Видеофильм «Животные жарких стран».
4. Виртуальный мини-музей «В мире шкатулок».
5. Презентация «Водный транспорт».
6. Презентация «Летопись Первомайского».
7. Презентация «Животные севера».
8. Презентация «Транспорт».
9. Презентация «Что умеют роботы?»
10. Презентация «Путешествие на космическом корабле».
11. Презентация «Военная техника».
12. Презентация «Военные профессии».
13. Презентация «Корабли».
14. Презентация «Городские улицы».
15. Презентация «Азбука безопасности».
16. Презентация «Служба спасения 112».
17. Презентация «Родственники Деда Мороза».
18. Презентация «Традиции Нового года».
19. Презентация «Чудеса для детей».
20. Презентация Дикие животные».
21. Презентация «Домашние животные».
22. Презентация «Сельское подворье».
23. Презентация «Животные жарких стран».
24. Презентация «Обитатель льдов».
25. Презентация «Библиотека – дом, в котором живут книги».
26. Презентация «Светлая Пасха».
27. Презентация «Москва – главный город».
28. Презентация «Моя Родина Россия».
29. Презентация «Московский Кремль».
30. Презентация «Крепости России».
31. Серия мультфильмов «Рассказы о профессиях».
32. Серия мультфильмов «Рассказы старого моряка».
33. Серия мультфильмов «Главный звездный».
34. Серия мультфильмов «Коля, Оля, Архимед».
35. Серия мультфильмов «Алло, Вас слышу!».
36. Мультфильм из серии «Фиксики».
37. Мультфильм из серии «Уроки тетушки Совы».
38. Мультфильм «Гонки».
39. Мультфильм «Профессор Почемушкин» («Большой сборник о
космосе»).
40. Интерактивные игры разной тематики.
1. Фотоальбом «Мой детский сад».
2. Фотоальбом «Мой поселок Первомайский».
3. Фотоальбом «Достопримечательности поселка Первомайского».
4. Фотоподборка «Подставка для карандашей».
Игры,
задания для https://www.kindergenii.ru
25
ресурсы
развития детей
https://multi-mama.ru/razvivayushhie-igrydlya-detej-6-7-let/
https://ideas-4life.ru/top-30-razvivayushhihigr-dlya-detej-6-7-let/
https://kids-smart.ru/exercises/groups/6-years
5.
Методический материал https://doshvozrast.ru
для воспитателей
http://www.obruch.ru
https://www.moi-detsad.ru
http://vospitatel.com.ua
https://ped-kopilka.ru
https://nsportal.ru
https://www.maam.ru
https://planetadetstva.net
https://dob.1sept.ru
6.
«Сборник
мультфильмов»
https://yandex.ru/video/preview/74734414740
07737533
https://yandex.ru/video/preview/10129788992
569268842?text=«Сборник%20русских%20
советскихмультфильмов»&path=yandex_se
arch&parent-reqid=168158380244910313831863781030235942-balancer-l7levelerkubr-yp-vla-150-BAL-5029&from_type=vast
https://yandex.ru/video/preview/11852616887
917281934
https://yandex.ru/video/preview/40681072407
21112724
https://yandex.ru/video/preview/14533419676
82283975
7.
Научные
мультипликационные и
документальные
фильмы
https://youtu.be/ytZAgn9sE-o
https://blog.okko.tv/selections/v-dzhungli-vproshloe-v-bezdnu-10-poznavatelnykhfilmov-dlya-detej
https://arzamas.academy/materials/1221
https://dzen.ru/a/XN5YCtGkhgCzLZOz
https://yandex.ru/video/preview/13385898107
746046885?text=Научные%20и%20мульти
пликационные%20и%20документальные%
20фильмы%3A&path=yandex_search&paren
t-reqid=16815841193501355751679866994992801-balancer-l7levelerkubr-yp-sas-55-BAL-1074&from_type=vast
https://yandex.ru/video/preview/96257852747
86244167
https://youtu.be/yMoGU9FlzQA
8.
Мультфильм из серии https://yandex.ru/search/?text=фиксики%20м
«Фиксики»
ультфильм%202019%20смотреть%20онлай
н%20бесплатно%20полностью&lr=21141&
clid=9582&src=suggest_B
9.
Мультфильм из серии https://yandex.ru/video/preview/?text=мульт
26
«Уроки тетушки Совы»
10.
11.
фильм%20уроки%20тетушки%20совы&pat
h=wizard&parent-reqid=1613563418702127930496176311495333400121-productionapp-host-vla-web-yp273&wiz_type=vital&filmId=688165902559
9975046
Растим
детей. https://растимдетей.рф
Навигатор
для
современных
родителей
Каталог сайтов по
https://yandex.ru/search/?text=каталог+сайто
конструированию
в+по+конструированию+в+доу+&lr=10063
1&clid=9582
В течение года перечень информационного обеспечения в зависимости
от желания детей может меняться и пополняться необходимым
познавательным и развивающим материалом.
Кадровое обеспечение
Реализация ДООП осуществляется автором программы Селиверстовой
Татьяной Николаевной, педагогом высшей квалификационной категории по
должности старший воспитатель. Образование высшее педагогическое.
Педагогический стаж 20 лет. Сведения о повышении квалификации: в 2023
году прошла курсы повышения квалификации по дополнительной
профессиональной
программе
«Педагогическая
деятельность
в
дополнительном образовании» в объёме 108 часов.
2.3. Формы аттестации
Оценка результатов дополнительного образования воспитанников носит
вариативный характер. Инструменты оценки достижений детей
способствуют росту их самооценки и познавательных интересов в
дополнительном образовании.
Для определения результативности образовательной
педагогом осуществляются следующие формы аттестации:
программы
1. Промежуточная.
2. Итоговая.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе выполнения
заданий на занятиях, по итогам выполнения практических работ, упражнений
по выработке определенных умений. Педагог оценивает аккуратность,
степень самостоятельности детей.
Итоговая
аттестация
проводится
в
конце
реализации
образовательной программы и демонстрирует результаты достижения
целевых ориентиров.
27
По окончании реализации программы всем воспитанникам в качестве
поощрения вручаются почетные грамоты.
2.4. Оценка планируемых результатов
Оценочные материалы
1.
2.
3.
4.
5.
Педагогическое наблюдение.
Устный опрос по теме программы.
Контрольное выполнение практического упражнения.
Конкурс на лучшее исполнение практических упражнений.
Выставка работ.
2.5. Методические материалы
Методические материалы представлены в виде описания методики
работы.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый
ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание,
фантазирование служат для достижения целей.
Методы обучения в работе с детьми:
Наглядный. Рассматривание на занятиях готовых построек,
демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру,
форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.
Информационно-рецептивный. Обследование деталей любого
конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов
(зрительных, тактильных) для знакомства с формой, определение
пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа).
Совместная деятельность педагога и ребенка.
Репродуктивный. Воспроизводство знаний и способов деятельности
(форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения
по аналогу).
Практический. Использование детьми на практике полученных
знаний и увиденных приемов работы.
Словесный. Краткое описание и объяснение действий, сопровождение
и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.
Проблемный. Постановка проблемы и поиск решения. Творческое
использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их
преобразование.
Игровой. Использование сюжета игры для организации детской
деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.
Частично-поисковый. Решение проблемных задач с помощью
педагога.
Проектный. В основе лежит развитие познавательных навыков детей,
28
умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в
информационном пространстве.
Методы воспитания в работе с детьми:
Убеждение. Это один из способов влияния на личность, прием
воздействия на сознание, чувства и волю воспитанника с целью развития
сознательного отношения к окружающей действительности.
Мотивация. Представляет собой совокупность внутренних и внешних
движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.
Поощрения. С помощью этого метода ребенок закрепляет полезные
навыки и привычки. Действие поощрения основано на возбуждении
позитивных эмоций, именно поэтому оно вселяет в воспитанников
уверенность, создает хороший настрой, повышает чувство ответственности.
Упражнение (моделирование). Это многократное повторение
различных действий (практических или умственных) определенного
содержания. В результате выполнения упражнений формируются
устойчивые навыки или умения.
Технологии программы «Юные конструкторы»:
Технология группового обучения. Эта технология предполагает
свободное владение языком, формулами речевого этикета, умение
ориентироваться на особенности собеседника, учитывать условия ситуации, в
которой протекает общение.
Технология модульного обучения. Один из видов интеграции видов
деятельности, которая дает возможность реализовать современные
требования к организации работы в дошкольном учреждении.
Технология развивающего обучения. Под развивающим обучением
понимается новый, активно- деятельный способ обучения, идущий на смену
объяснительно- иллюстративному способу. Развивающее образование — не
просто формирование умений, знаний и даже способностей, пусть и в
«активной», деятельной форме.
Технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения в
детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную
задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее
решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение
активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к
самостоятельности в процессе познания.
Технология проектной деятельности. Направленная на обучение
детей проектной деятельности.
Технология игровой деятельности. Это организация педагогического
процесса в форме различных педагогических игр.
Технология коллективной творческой деятельности. Это система
философии, условий, методов, приемов и организационных форм
воспитания, обеспечивающих формирование и творческое развитие
коллектива взрослых и детей на принципах гуманизма.
29
Формы организации образовательной деятельности: учебное
игровое занятие, беседа, встреча с интересными людьми, выставка, игра,
наблюдение, развлечение, практическое занятие, презентация, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов по программе:
методический
и
демонстрационный
материал
конструкторской
направленности, отвечающий целям и задачам программы «Юные
конструкторы».
Дидактический материал: раздаточный материал, образцы изделий,
технологические карты и т.д.
Алгоритм занятия по программе «Юные конструкторы»
Структурный компонент
Содержание
Начало занятия
Предполагает организацию детей.
Переключение внимания детей на предстоящую деятельность,
стимуляция интереса к ней, создание эмоционального
настроя, точные и четкие установки на предстоящую
деятельность (последовательность, результат работы).
Ход занятия
Самостоятельная умственная и практическая деятельность
детей, выполнение всех поставленных целей и задач. В
процессе
данной
части
занятия
осуществляется
индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы,
напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное
объяснении). Педагог создает условия, чтобы каждый ребенок
смог достичь результата.
Окончание занятия
Посвящается подведению итогов и оценке результатов. К
оценке результатов проделанной работы привлекаются сами
дети.
В зависимости от раздела обучения, от целей и вида занятий методика проведения
каждой части может быть различной. После проведения занятия педагог анализирует его
результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию
деятельности, и намечает дальнейшую перспективу.
При организации работы с детьми задача педагога заключается в
умении соединить игру, труд и обучение для обеспечения единства решения
познавательных, практических и игровых задач.
Особое внимание следует уделять развитию у детей способностей
слушать, смотреть, рассказывать, продуцировать.
Рабочая программа
Рабочая
программа
технической
направленности
«Юные
конструкторы» представлена в приложении № 1 к настоящей программе.
30
Список литературы
1. Гагарин Б.Г. Конструирование из бумаги.- Ташкент, 1988.
2. Голицина Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий.
Подготовительная группа», Москва, 2016
3. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного
материала», Москва, 1985
4. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду.- М.:
Просвещение, 1990.
5. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного
материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий Москва: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
6. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском
саду.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
7. Литвинова О.Э. Конструирование с детьми дошкольного возраста.
Конспекты
совместной
деятельности
с детьми.
- СПб.:
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
8. Лиштван В. «Конструирование» Москва, 2009
9. Лыкова
И.А
Парциальная
программа
«Умные
пальчики»
конструирование в детском саду. Издательский дом «Цветной мир»Москва 2017 г.
10. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в
детском саду. - из-во «Академия», 2002.
11. Соколова С.В. Оригами для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО –
ПРЕСС» - С.Петербург, 2010.
12. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей конструированию и
ручному труду в малокомплектном детском саду.- М.: Просвещение,
1992.
13. Фешина Е.В. «Лего-конструирование в детском саду» методическое
пособие, Москва, 2016
31