Дополнительная общеобразовательная программа Азбука здоровья

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУЩЕВСКИЙ РАЙОН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮЖДЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
Принята на заседании педагогического
Совета МБДОУ д/с ОВ № 9
Протокол № 5 от 14.03.2023 г.

Имеет цифровую подпись отМУНИЦИПАЛЬНОЕ

ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
БЮДЖЕТНОЕ
DN:C=RU, S=Краснодарский край, STREET="352022,
Краснодарский край, Кущевский р-н, Первомайский п,
ДОШКОЛЬНОЕ
УЛ. КРАСНАЯ, Д.1", L=Кущевская, T=ЗАВЕДУЮЩАЯ,
O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО
ВИДА № 9,
ОГРН=1022304241552, СНИЛС=01224138588,
УЧРЕЖДЕНИЕ
OID.1.2.643.100.4=2340014460, ИНН=234101850574,
E=cbuo86168@yandex.ru, G=Лилия Владимировна,
ДЕТСКИЙ САД
SN=Новикова, CN=МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГ ДОШКОЛЬНОЕ
ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 9
Причина:I am the author of this document
Размещение:
О ВИДА № 9
Дата:2023-04-04 10:38:07

Утверждаю:
заведующий МБДОУ д/с ОВ № 9
_______________Л.В. Новикова
Приказ № 117 от 31.03.2023

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Уровень программы: ознакомительная
Срок реализации программы: 1 год – 80 ч.
Возрастная категория: от 5 до 6 лет
Состав группы: до 10 человек
Форма обучения: очная
Вид программы:

модифицированная

Программа реализуется на бюджетной основе
ID-номер Программы в Навигаторе ______________
Автор-составитель:
инструктор по физической культуре МБДОУ д/с ОВ № 9
Самойлик Светлана Борисовна

поселок Первомайский
2023 год
1

СОДЕРЖАНИЕ
Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования: объем,
содержание, планируемые результаты
1.1. Пояснительная записка…………………………………………………… ..3
1.2 Цель и задачи программы………………………………………………….. ..6
1.3. Содержание программы …………………………………………………….7
1.4. Планируемые результаты………………………………………….………19
Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.

Календарный учебный график…………………………………………….19
Условия реализации программы…………………………………………..27
Формы аттестации………………………………………………………….31
Оценка планируемых результатов……………………………………...…31
Методические материалы………………………………………………….31

Список литературы………………………………………………………………34

2

Раздел 1 «Комплекс основных характеристик образования:
объем, содержание, планируемые результаты»
1.1 Пояснительная записка
Программа «Азбука здоровья» предусматривает дополнительную
реализацию ФГОС дошкольного образования, которая предполагает развитие
личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности.
Одним из важнейших направлений развития и образования детей
является физическое развитие, которое включает в себя приобретение опыта
в двигательной деятельности (координация, гибкость, равновесие);
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, в том
числе о спортивных играх; овладение подвижными играми с правилами;
становление ценностей здорового образа жизни.
Подвижная игра с правилами - это сознательная двигательная активная
деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным
выполнением заданий. По определению П. Лесгафта, подвижная игра
является упражнением, посредством которого ребенок готовится к жизни.
Подвижная игра, незаменимое средство пополнения знаний и
представлений ребенка об окружающем мире, развития мышления, смекалки,
ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. В процессе игры
происходит не только упражнение в уже имеющихся двигательных навыках,
но и формирование качеств личности, что полностью отвечает ФГОС ДО.
Через подвижные игры ребенок получает уникальную возможность
максимально проявить собственную активность и творчество, ликвидировать
дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных
эмоций и переживаний.
Цель программы, содержание и условия реализации представлены в
соответствии с нормативными документами:
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №
273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», принят государственной
Думой 21.12.2013;
2. Концепция развития дополнительного образования детей,
утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31
марта 2022 г. № 678-р;
3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 09 ноября 2018 г.
№ 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
4.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных
правил
СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи";
5.
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 27.10.2020 г. № 32 «Об утверждении санитарных
3

правил
2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организации общественного питания населения";
6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 г. №
06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного
образования детей»;
7. Краевые методические рекомендации по проектированию
дополнительных общеобразовательных программ (2020г.) ;
8. Устав муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада общеразвивающего вида № 9.
Направленность
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Азбука здоровья» имеет физкультурно-спортивную направленность, уровень
сложности – ознакомительный.
Реализация программы предполагает повышение двигательной
активности детей и формирование представлений о здоровом образе жизни.
Новизна
Новизна данной программы заключается в реализации мероприятий,
ориентированных на профилактику здоровья детей нашего детского сада.
Программа состоит из подвижных игр, упражнений, бесед о здоровом
образе жизни, и других форм физкультурно-спортивно-оздоровительной
работы.
Актуальность
Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала
очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично
развитые, активные личности.
Негативное влияние на организм ребенка различных факторов
окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья,
снижению умственной и физической активности. Физическая нагрузка
уменьшается по различным причинам: некоторые родители чрезмерно
увлекаются интеллектуальным развитием своих детей в ущерб физическому
развитию, повышенный интерес детей к статичным играм с гаджетами,
увлеченность просмотром телевизоров и т.д.
Дополнительная образовательная программа направлена на развитие
ловкости, силы, укрепление здоровья, скоростных и силовых способностей,
на умение самостоятельно организовывать игры, а также формирование
знаний родителей об укреплении здоровья своих детей.
Педагогическая целесообразность
Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием
потребности
детей
дошкольного
возраста
в
самопознании,
самосовершенствовании, саморазвитии и побуждением к формированию
привычки здорового образа жизни.

4

Отличительные особенности
Программа «Азбука здоровья» отличается от других программ тем, что в
ней интегрированы такие направления, как: подвижные игры с элементами
легкой
атлетики,
бадминтона,
волейбола,
хоккея,
баскетбола,
русская народная игра «Городки», русские народные и кубанские подвижные
игры, игры с мячом, туристические игры.
Весь предлагаемый материал
дается детям в игровой форме и
адаптирован для детей дошкольного возраста 5-6 лет.
Также отличительной особенностью является - активное практическое
использование игровой деятельности для организации творческого процесса.
Адресат
Программа адресована для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет
для поддержки физического развития в процессе физкультурно-спортивных
занятий.
Набор в группу осуществляется на основе желания и способностей детей
заниматься физкультурой, без специального отбора и не имеющих
противопоказаний по здоровью.
Форма обучения очная.

Форма обучения

Режим занятий
Кружок формируется из детей старшей группы МБДОУ д/с ОВ № 9.
Рабочая программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов в
год - 80 часов: 16 часов – теория, 64 часа – практика. Количество часов в
неделю - 2 часа; продолжительность занятия - 30 минут.
Образовательная деятельность по программе проводится 2 раза в неделю
во второй половине дня, длительностью 30 минут - с 16.20 до 16.50.
Количество часов в неделю и наполняемость групп программы
соответствуют требованиям СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса
Условия приёма детей: прием в кружок «Азбука здоровья»
осуществляются по желанию ребенка и по личному заявлению родителя
(законного представителя) ребенка.
В кружок дети могут приниматься в течение всего календарного года при
наличии свободных мест.
Занятия: групповые, очные.
Данная программа по форме организации образовательного процесса
является модульной и состоит из:
1. Подвижные игры с элементами легкой атлетики.
2. Русская народная игра: «Городки» .
3. Подвижные игры с элементами бадминтона.
4. Подвижные игры с элементами волейбола.
5

5. Русские народные подвижные игры.
6. Подвижные игры с элементами хоккея.
7. Подвижные игры с элементами баскетбола.
8. Народные подвижные игры Кубани.
9. Подвижные игры с мячом.
10. Туристические подвижные игры.
Уровень содержания программы - ознакомительный.
Данная программа ознакомительного уровня связана с базовой
программой «Бадминтон», «Волейбол», «Казачьи игры», реализуемой МАОУ
ДО
«Дом творчества» муниципального образования Кущевский район
Краснодарского края.
Объём программы – 80 часов.
Сроки
реализации
программы:
данная
дополнительная
общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на полную
реализацию в течение одного года.
1.2. Цель и задачи Программы
Цель: обеспечение физического развития детей в подвижных играх,
воспитание необходимых морально-волевых качеств, сохранения здоровья,
формирование навыков личной гигиены, творческого воображения.
А также приобретения детьми опыта творческой деятельности и
расширение индивидуального двигательного, опыта сознание детьми
ценности здорового образа жизни.
Задачи:
Предметные:
• Укреплять здоровье детей.
• Развивать их двигательные способности.
• Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными
действиями.
• Обучать правилам и условиям выполнения подвижных игр.
• Знакомить детей с разнообразием подвижных игр и возможностью
использовать их при организации досуга.
Метапредметные:
• Воспитывать культуру игрового общения, ценностного отношения к
подвижным играм как наследию и проявлению здорового образа жизни.
• Формировать устойчивый интерес к подвижным играм, игровым
упражнениям, желание использовать их в самостоятельной
двигательной деятельности.
• Формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
Личностные:
6

• Развивать ловкость, быстроту реакции, внимание, инициативу,
сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения.
• Воспитывать положительные морально-волевые качества.
1.3. Содержание программы
Организованная деятельность по дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе проводится в спортивном зале МБДОУ д/с ОВ
№ 9.
Спортивный зал отвечает всем гигиеническим требованиям (размер,
освещение, проветривание, покрытие пола, оборудование, инвентарь).
Реализация программы рассчитана на период с сентября по июнь, в
соответствии с возрастом детей.
Учебный процесс представлен в различных формах и методах
образовательной деятельности.
Учебный план
№

Раздел программы

п/п
1.

Подвижные игры с
элементами легкой
атлетики

2.

Русская народная
«Городки»

Кол-во часов за год обучения
Теория Практика
Всего

Формы
аттестации
(контроль)
Подвижные
игры

8

1

7

игра

8

4

4

Соревнования с
родителями

3.

Подвижные игры с
элементами бадминтона

8

1

7

Подвижные
игры

4.

Подвижные игры с
элементами волейбола
Русские народные
подвижные игры
Подвижные игры с
элементами хоккея
Подвижные игры с
элементами баскетбола
Народные подвижные
игры Кубани
Подвижные игры с мячом

8

1

7

8

1

7

8

2

6

8

1

7

8

1

7

8

1

7

8

3

5

Игра с
родителями
Подвижные
игры
Подвижные
игры
Подвижные
игры
Подвижные
игры
Подвижные
игры
Семейный
поход в парк

5.
6.
7.
8.
9.

10. Туристические подвижные
игры
Итого

80

7

Содержание учебного плана.
Модуль 1 «Подвижные игры с элементами легкой атлетики»
В этот раздел входят беговые, прыжковые упражнения, эстафеты и
соревновательные элементы. Раздел направлен на развитее скорости –
силовых качеств детей.
Цель: реализация этого раздела направлена на развитие и достижение
результата.
Задачи:
1.
Учить детей правилам безопасного поведения и выполнения заданий во
время занятий.
2.
Совершенствовать функциональные возможности организма детей.
3.
Познакомить с названиями и техникой выполнения легкоатлетических
упражнений.
4.
Учить технически правильно выполнять предусмотренные учебной
программой легкоатлетические и контрольные упражнения.
5.
Учить преодолевать естественные и искусственные препятствия с
помощью прыжков и бега.
6.
Развивать умения предъявлять свои лидерские качества, инициативу и
социальную активность.

№
п/п
1.1.

1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.

Учебно-тематический план.
Модуль 1 «Подвижные игры с элементами легкой атлетики»
(8 часов)
Наименование тем

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

Просмотр презентации
«Любимые игры в детском
саду»
Подвижная игра «Передай
палочку»
Подвижная игра «Гусеница»

1

1

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

Подвижная игра «Перепрыгни
ручей»
Подвижная игра «Прыжок за
прыжком»
Подвижная игра «Допрыгни
до мяча»
Подвижная
игра
«Кто
дальше?»
Подвижная игра
«Мяч в
обруч»
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

Модуль 2 «Русская народная игра «Городки»
Игра «Городки» способствует развитию таких физических качеств детей
8

дошкольного возраста как меткость, ловкость, сила. Воспитывает
нравственно-волевые качества: терпение, целеустремлённость, выдержку,
организованность.
Не секрет, что именно этих качеств так не хватает современным детям.
Причины этого кроются в образе их жизни. Изменилась действительность,
окружающая детей. На смену увлекательным коллективным играм пришли
компьютерные. Приоритетным становится интеллектуальное и эстетическое
развитие ребенка. Не отрицая их значимости, надо признать, что ребенку все
меньше времени остается для подвижных игр, прогулок, общения со
сверстниками.
Нарушение баланса между игрой и другими видами детской
деятельности, между разными видами игр (подвижными и спокойными,
индивидуальными и совместными) негативно сказывается как на состоянии
здоровья, так и на уровне развития двигательных способностей дошкольников.
Цель: научить детей русской народной игре «Городки». Формирование
гармонически развитой личности, оздоровление.
Задачи:
1. Развивать быстроту, ловкость.
2. Способствовать развитию выносливости и силы во время игры.
3. Совершенствовать равновесие, координацию движений, ориентировку в
пространстве.
4. Развивать глазомер, укреплять мышцы спины и плечевого пояса.
5. Воспитывать у детей положительное отношение к спорту.

№
п/п
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.

2.7.

Учебно-тематический план.
Модуль 2 «Русская народная игра «Городки»
(8 часов)

Наименование тем

Видеоматериалы соревнований по
городкам между участниками игр
Беседа с детьми «Как играть в
городки»
Порядок проведения игры

Количество часов

Формы
аттестации/
Всего Теория Практика
контроля
Промежут.
1
1
1

1

-

Промежут.

1

1

-

Промежут.

Обучение построению городошных
фигур
Показ (демонстрация) техники броска

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

Разминка.
Упражнения с палкой.
Обучение
игре
дыхательная гимнастика.
Городошная фигура
«Забор»
Разминка.
Упражнения с палкой.
Обучение
игре

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

«Городки»,

«Городки»,
9

2.8.

дыхательная гимнастика.
Городошная фигура
«Бочка»
Разминка.
Упражнения с палкой.
Обучение,
игре
«Городки»,
дыхательная гимнастика.
Городошная фигура
«Колодец».
Соревнования с родителями.
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

8

3

5

-

Модуль 3 «Подвижные игры с элементами бадминтона»
Бадминтон развивает отличную физическую реакцию, все физические
качества, острое зрение, повышает скорость мыслительных процессов,
способствует нормализации веса, дает детям необходимую энергетическую
разрядку.
Игра в бадминтон не просто полезна для зрения, но и реально
излечивает близорукость.
Цель: обучение детей дошкольного возраста элементам игры в бадминтон и
поддержание интереса к физической культуре и спорту.
Задачи:
1. сохранять и укреплять здоровье дошкольников
2. поспособствовать профилактике глазных болезней, в частности
близорукости
3. учить детей подбивать набивной мяч и волан ракеткой, стараясь ударить
большее число раз;
4. способствовать развитию физических качеств : меткости, ловкости,
быстроты, выносливости.
5. повысить уровень специфических координационных способностей:
точность зрительного восприятия, быстроту движений, пространственное
представление.
6. формировать умение владеть воланом (чувство волана).
7. овладеть подвижными играми с элементами бадминтона
8. воспитывать чувство взаимопомощи и умение играть коллективно

№
п/п
3.1.
3.2.
3.3.

Учебно-тематический план.
Модуль 3 «Подвижные игры с элементами бадминтона»
(8 часов)
Наименование тем

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

Просмотр обучающей
презентации «Бадминтон»
Подвижная игра «Не урони»

1

1

1

-

1

Промежут.

Подвижная игра «Перебрось поймай»

1

-

1

Промежут.
10

3.4.
3.5.
3.6.
3.7.
3.8.

Подвижная игра «Перебрось из
рук в руки»
Подвижная игра «Передвинь
флажок»
Подвижная
игра
«Осаль
воланом»
Подвижная игра «Забрось волан
в баскетбольное кольцо»
Подвижная игра «Волан через
сетку»
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

Модуль 4 «Подвижные игры с элементами волейбола»
Игра
волейбол
способствует
формированию
здорового,
жизнерадостного, физически развитого ребёнка, владеющего доступными его
возрасту знаниями о физической культуре и испытывающего желание
заниматься физическими упражнениями.
В
возрасте
5-6
лет
движения
детей
становятся
более
координированными, укрепляется мышечная система, увеличивается
двигательная активность.
Игра в волейбол командная, совместные действия игроков в ней
обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в себя
быстрый бег, прыжки, метания, осуществляемые в оригинально задуманных
комбинациях, проводимых при противодействии партнёров по игре.
Цель: повышение уровня физической подготовленности воспитанников 5-6
лет посредством игры в волейбол.
Задачи:
1. Научить детей играть в волейбол.
2. Способствовать воспитанию физических качеств: быстроты, ловкости,
выносливости.
3. Формировать простейшие техникотактические действия с мячом:
перемещение по площадке, передача мяча, бросок через сетку, подача
мяча, блокирование.
4. Содействовать развитию потребности в систематических занятиях
волейболом.
5. Вырабатывать такие морально-волевые качества как выдержка,
самостоятельность, уверенность, дисциплина, умение анализировать
ситуацию.
6. Воспитывать умение играть коллективно, подчинять собственные
желания интересам коллектива, оказывать помощь товарищам в
сложных ситуациях.

№
п/п

Учебно-тематический план.
Раздел 4 «Подвижные игры с элементами волейбола»
(8 часов)
Наименование тем

Количество часов
Формы
Всего Теория Практика аттестации/
11

4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
4.8.

Просмотр мультфильма
«Цветняшки – Волейбол»
Подвижная игра «Не урони
внимательно смотри»
Подвижная игра «Передал –
садись»
Подвижная игра «Успей
поймать»
Подвижная игра «Делай три
шага»
Подвижная игра «Перебрось мяч
через сетку из-за головы»
Подвижная игра «Мяч через
сетку от груди»
Подвижная игра «У кого
меньше мячей».
Игра вместе с родителями
ИТОГО

1

1

-

контроля
Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

Модуль 5 «Русские народные подвижные игры»
Народные игры – это естественная среда, в которой искусство
переплетено с жизнью людей. Одно из эффективных, увлекательных и
доступных для детей дошкольного возраста средство приобщения к
национальной культуре.
Русские народные игры для детей дошкольного возраста являются
естественной основой для успешного воспитания и развития. В народных
играх дети встречаются с замечательными мелодиями, исполненными
подлинно-родным языком.
Они приближают ребенка к прекрасному, порождают в сознании
ребенка любовь к доброте, благородству, взаимовыручке. Они развивают
ловкость, гибкость, силу, моторику, воображение, тренируют реакцию и
координацию движений.
Цель: Создание условий для формирования комплексного развития
ребенка, его физических интеллектуальных и коммуникативно-личностных
качеств через русскую народную игру.
Задачи проекта:
1. обучать народным подвижным играм и совместным действиям;
2. развивать физические качества: ловкость, равновесие, быстроту
движений посредством русских народных подвижных игр;
3. закреплять основные движения в ходе проведения русских народных
подвижных игр;
4. воспитывать любовь к родному краю, самостоятельность в принятии
решений.
Учебно-тематический план.
Модуль 5 «Русские народные подвижные игры»
(8 часов)
12

№
п/п

Наименование тем

5.1.

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

1

1

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

5.5.

Просмотр презентации «Народная
игра в жизни дошкольника»
Подвижная игра «Рыбаки и
рыбки»
Подвижная игра «Игра с
петушком»
Подвижная игра «Обыкновенные
жмурки»
Подвижная игра «Игровая»

1

-

1

Промежут.

5.6.

Подвижная игра «Заря»

1

-

1

Промежут.

5.7.

Подвижная игра «Ваня, Ваня —
простота»
Подвижная
игра
«ДедушкаРожок»
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

5.2.
5.3.
5.4.

5.8.

Модуль 6 «Подвижные игры с элементами хоккея»
Подвижные игры с элементами хоккея как вид деятельности
предполагают изменяющиеся условия тех или иных действий, поэтому
большинство этих игр связано с проявлением двигательных способностей:
скоростно-силовых, координационных, требующих выносливости, силы,
гибкости.
В играх с элементами спорта совершенствуются «чувство мышечных
усилий», «чувство пространства», «чувство времени», функции различных
анализаторов.
Кроме того, подвижные игры с элементами хоккея позволяют ребёнку
овладевать разнообразными, достаточно сложными видами действий,
проявлять самостоятельность, активность, формировать положительные
взаимоотношения, служат полезным средством активного досуга.
Цель: знакомство детей с игрой, оптимизация игровых форм организации
двигательной деятельности детей.
Задачи:
1.
формировать устойчивый интерес к играм с элементами хоккея, желание
использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;
2.
обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными
действиями, обучать правильной технике выполнения элементов хоккея;
3.
обучать правилам безопасной игры, воспитывать положительные
морально-волевые качества;
4.
формировать навыки и стереотипы здорового образа жизни.
5.
развивать у детей навыки взаимодействия при выполнении различных
упражнений;
13

6.
развивать у детей умение анализировать игровую ситуацию, навыки
самоконтроля;
7.
развивать
скоростно-силовые
качества,
глазомер,
точность,
координационные способности.
Учебно-тематический план.
Раздел 6 «Подвижные игры с элементами хоккея»
(8 часов)
№
п/п

Наименование тем

6.1.
6.2.
6.3.
6.4.
6.5.
6.6.
6.7.
6.8.

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

Просмотр мультфильма
«Шайбу! Шайбу!»
Знакомство с хоккейной клюшкой,
шайбой (мяч), правилами игры
Подвижная игра «Бег с
препятствиями»
Подвижная игра «Бег по кругу
вдвоём»
Практическое занятие. Борьба за
шайбу» (борьба за мяч)
Подвижная
игра
«Гонки
с
шайбой»
Подвижная игра «Хоккеисты»

1

1

1

1

-

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

Подвижная
игра
клюшка»
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

8

2

6

-

«Меткая

Модуль 7 «Подвижные игры с элементами баскетбола»
Баскетбол — это командная игра, в которой совместные действия
игроков обусловлены единой целью. Она сложна и эмоциональна, включает в
себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально
задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по
игре.
В игре баскетбол развиваются физические качества ребенка: быстрота,
прыгучесть, сила. Баскетбол оказывает положительное влияние на развитие
точности движений, на физическое развитие и работоспособность ребенка, на
развитие не только крупных, но и мелких мышц обеих рук, увеличивает
подвижность суставов пальцев и кистей, что особенно важно для ребенка,
готовящегося к обучению в школе.
Цель: обеспечение разностороннего физического развития, укрепление
здоровья дошкольников, воспитание социально-активной личности через
обучение игре в баскетбол.

14

Задачи:
1. Формировать устойчивую привычку к систематическим занятиямтренировкам.
2. Способствовать формированию активной творческой личности.
3. Развивать необходимые двигательные навыки.
4. Обеспечить развитие физических качеств (выносливость, быстрота, сила,
ловкость, гибкость);
5. Помочь детям овладеть основами игры в баскетбол.
6. Выявить перспективных детей для дальнейшего прохождения обучения в
спортивной школе ст. Кущевской.
Учебно-тематический план.
Модуль 7 «Подвижные игры с элементами баскетбола»
(8 часов)
№
п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

7.1. Совместное с родителями
посещение спортивного комплекса
имени Борисенко А.В.
Знакомство с баскетбольной
площадкой
7.2. Подвижная игра «Ловец с мячом»

1

1

1

-

1

Промежут.

7.3.

Подвижная игра «Мотоциклисты

1

-

1

Промежут.

7.4.

Подвижная игра «Вызовы по
номерам»

1

-

1

Промежут.

7.5.

Подвижная игра «Играй, играй,
мяч не теряй»

1

-

1

Промежут.

7.6.

Подвижная игра «У кого меньше
мячей»

1

-

1

Промежут.

7.7.

Подвижная
игра
«Метко
в
корзину»
Подвижная игра «Мяч капитану»

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

7.8.

ИТОГО

Модуль 8 «Народные подвижные игры Кубани»
Кубанские народные подвижные игры отражают исконную любовь
русского человека к веселью, движениям, удальству. В кубанских народных
играх отражается быт кубанского народа, его устои, традиции, стремление к
победе, смелости, выносливости.
Целью таких игр является донести до потомков своеобразие
национального языка, особенности содержания текстов. Особенностью
данных игр является то, что они очень доступны и интересны детям. Их
тексты очень быстро схватываются и запоминаются.
15

Задачей
кубанских
народных
игр
является
формирование
патриотического, художественного и физического воспитания, расширение
кругозора детей.
Учебно-тематический план.
Модуль 8 «Народные подвижные игры Кубани»
(8 часов)
№
п/п

Наименование тем

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

Просмотр презентации «Игры
казаков»
Подвижная игра «Казачья»

1

1

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8.4.

Подвижная игра «Казакиразбойники»
Подвижная игра «Панас»

1

-

1

Промежут.

8.5.

Подвижная игра «Игровая»

1

-

1

Промежут.

8.6.

Подвижная игра «Курень»

1

-

1

Промежут.

8.7.

Подвижная игра «Плетень»

1

-

1

Промежут.

8.8.

Подвижная игра «Кубанка»

1

-

1

Промежут.

ИТОГО

8

1

7

-

8.1.
8.2.
8.3.

Модуль 9 «Подвижные игры с мячом»
Игры с мячами различного веса и объема развивают крупные и мелкие
мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев кисти, что
способствует развитию моторики рук, которая имеет особое значение для
развитий функций мозга ребенка, развитие речи и интеллекта, развивают
выразительность движения, пространственную ориентировку.
Подвижные игры с мячом коллективного характера создают
благоприятные условия для воспитания положительных нравственно-волевых
качеств и, конечно, коммуникативный навык.
Неоспорима и оздоровительная роль игры с мячом. Развивая мышечную
силу в процессе игр с мячом у детей, усиливается кровообращение,
улучшается работа важнейших органов растущего детского организма –
легких, сердца, улучшают обмен веществ.
Так же игры и упражнения с мячом, являются средством коррекции
различных нарушений осанки и плоскостопия.
Цель: обогащение двигательного опыта обучающихся 5-6 лет жизни
действиями с мячом на более высоком уровне, умением играть в спортивные
игры с мячом, развитие у дошкольников чувства мяча.
Задачи:
1. Знакомить обучающихся с элементами спортивных игр с мячом в
доступной форме.
2. Формировать навыки передачи, ловли, ведения и бросков мяча, умение
16

3.

4.
5.
6.
7.
8.

сочетать эти действия между собой, применять их в игровой ситуации.
Продолжать формировать основные физические качества: быстроту,
ловкость, выносливость, силу, в игровой форме у детей с разной степенью
физической подготовленности.
Формировать правильную осанку, укреплять мышечный корсет, развивать
подвижность суставов.
Развивать коммуникативные способности, основы формирования культуры
общения.
Формировать волевые качества: выдержку, смелость, целеустремлённость.
Воспитывать организованность и взаимовыручку в команде.
Приобщать к основам здорового образа жизни.
Учебно-тематический план.
Модуль 9 «Подвижные игры с мячом»
(8 часов)

№
п/п

Наименование тем

Количество часов
Всего

Теория

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

9.1.

Просмотр мультфильма из серии
Смешарики» «Игры с с мячом»

1

1

9.2.

Подвижная игра «Ирай, играй мяч
не теряй!»
Подвижная игра «Живая цель»

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

Подвижная игра «Защита
укрепления»
Подвижная игра «У кого меньше
мячей»
Подвижная игра «Успей поймать»

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

Подвижная игра
«Салки с
мячом».
Подвижная игра
«Ты катись,
катись, наш мячик»
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

8

1

7

-

9.3.
9.4.
9.5.
9.6.
9.7.
9.8.

Модуль 10 «Туристические подвижные игры»
Детский туризм – это эффективная форма активного отдыха, которая
позволяет при минимальных затратах времени увеличить резервы здоровья,
восстановить силы, работоспособность, расширить функциональные
возможности детского организма, обогатить двигательный опыт, пополнить
объем знаний в области физической культуры, туризма, краеведения,
патриотизма.
Цель: пропаганда здорового образа жизни через организацию
туристской деятельности, воспитание в детях полезных привычек по
сохранению своего здоровья и мотивация к занятиям физической культурой.
17

Задачи:
1.
Расширять представления детей о туризме, ориентированию на
местности, навыках безопасного поведения в природе;
2.
Совершенствовать основные виды движений и обогащать двигательный
опыт дошкольников;
3.
Развивать психофизические качества и координационные способности
детского организма;
4.
Формировать знания о природных богатствах малой родины – поселка
Первомайского, его истории, особенностях растительного и животного мира,
традициях и культуре народа;
5.
Расширять знания детей о природе как целостной взаимосвязанной
системе, формировать эколого-туристские знания через поисковоисследовательскую деятельность;
6.
Воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному
краю;
7.
Способствовать сплочению детского коллектива, развивать чувства
товарищества, взаимопомощи и взаимопонимания;
8.
Повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах
охраны и укрепления здоровья детей, развивать сотрудничество с семьями
воспитанников через организацию туристской деятельности.
Учебно-тематический план.
Модуль 10 «Туристические подвижные игры»
(8 часов)
№
п/п

Наименование тем

10.1.
10.2.
10.3.

10.4.

10.5.

10.6.

10.7.

Количество часов

Формы
аттестации/
Практика
контроля
Промежут.
-

Всего

Теория

Беседа с детьми
«Отправляемся в поход»
Занятия на воркауте в
поселке Первомайский
Спортивное развлечение
«Туристята» (с привлечением
родителей)
Экскурсия
«По улицам любимого поселка
Первомайский»

1

1

1

-

1

Промежут.

1

-

1

Промежут.

1

1

-

Промежут.

Презентация «Животные
Кубани». Игра «Назови
детеныша»
Просмотр экологического
мультфильма
«Мальчик и Земля». Игра
«Изучение природы»
Квест-игра «Тропа туриста»

1

1

-

Промежут.

1

1

-

Промежут.

1

-

1

Промежут.
18

10.8.

Семейный поход в парк
ИТОГО

1

-

1

Промежут.

8

4

4

-

1.4. Планируемые результаты
Предметные результаты:
• Ребенок здоров.
• Развиты двигательные способности.
• Обогащен двигательный опыт дошкольников.
• Обучен правилам и условиям выполнения подвижных игр.
• Знает достаточное количество подвижных игр, умеет использовать их
при организации досуга.
Метапредметные результаты:
• Развита культура игрового общения, ценностного отношения к
подвижным играм, сформирована привычка здорового образа жизни.
• Имеется интерес к подвижным играм, игровым упражнениям, желание
использовать их в самостоятельной двигательной деятельности.
Личностные результаты:
• Развиты ловкость, быстрота реакции, внимание, инициатива,
сообразительность, речь, воображение, коммуникативные умения.
• Владеет положительными морально-волевыми качествами.
Раздел 2.
«Комплекс организационно-педагогических условий,
включающий формы аттестации»
2.1 Календарный учебный график
Модуль 1 «Подвижные игры с элементами легкой атлетики»
№ п/п

1.

2.

Дата

Тема занятия

Сентябрь
1 неделя

Просмотр
презентации
«Любимы игры в
детском саду»
Подвижная игра
«Передай палочку»

Коли
Время
Форма
Место
Формы
чество проведе
работы
проведе контроля
часов
ния
ния
занятия
1
1 час
Просмотр
МБДОУ
Уст
по 30
обучающей
д/с ОВ
ный
минут
презентации,
№9
опрос
беседа с
детьми
1
1 час
Знакомство с МБДОУ Наблюд
по 30
игрой,
д/с ОВ
ение
минут
разминка,
№9
игра

19

3.

Сентябрь
2 неделя

4.

5.

Сентябрь
3 неделя

6.

7.

Сентябрь
4 неделя

8.

Подвижная игра
«Гусеница»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Перепрыгни ручей»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Прыжок за
прыжком»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Допрыгни до мяча»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Кто дальше?»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Мяч в обруч»

1

1 час
по 30
минут

Итого

Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
Знакомство
с игрой,
разминка,
игра
8 часов

МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9
МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9
МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9
МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9
МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9
МБДОУ Наблюд
д/с ОВ
ение
№9

Модуль 2 «Русская народная игра «Городки»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Октябрь
1 неделя

Видео-материалы
соревнований по
городкам

2.

3.

Октябрь
2 неделя

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

«Как играть в
городки»

1

«Порядок
проведения игры»

1

1 час
по 30
минут

1 час
по 30
минут

Форма работы

Просмотр
обучающего
видео, беседа с
детьми
Беседа,
просмотр
презентации,
рассматривание
наглядного
пособия,
карточек
Беседа,
рассматривание
наглядного
пособия,
карточек,
просмотр
обучающего
видео

Место
Формы
проведе контроля
ния
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Беседа,
опрос

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

20

4.

5.

Октябрь
3 неделя

6.

7.

Октябрь
4 неделя

8.

«Городошные
фигуры»

1

1 час
по 30
минут

Техника игры в
городки

1

Игра «Городки»

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игра «Городки»

1

1 час
по 30
минут

Игра «Городки»

1

1 час
по 30
минут

Итого

Обучение
построению
городошных
фигур
Разучивание
техники бровка
Разминка.
Упражнения с
палкой.
Обучение игре
«Городки»,
дыхательная
гимнастика.
Городошная
фигура
«Забор»
Разминка.
Упражнения с
палкой.
Обучение игре
«Городки»,
дыхательная
гимнастика.
Городошная
фигура
«Бочка»
Разминка.
Упражнения с
палкой.
Обучение, игре
«Городки»,
дыхательная
гимнастика.
Городошная
фигура
«Колодец».
Соревнования с
родителями.
8 часов

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

Модуль 3 «Подвижные игры с элементами бадминтона»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Ноябрь
1 неделя

Игра «Бадминтон»

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Форма работы

Место
Формы
проведе контроля
ния

Просмотр
обучающей
презентации,
беседа с
детьми

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

21

2.

3.

Ноябрь
2 неделя

4.

5.

Ноябрь
3 неделя

6.

7.

Ноябрь
4 неделя

8.

Подвижная игра
«Не урони»

1

1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Перебрось поймай»»
Подвижная игра
«Перебрось из рук в
руки»
Подвижная игра
«Передвинь
флажок»

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Осаль воланом»

1

Подвижная игра
«Забрось волан в
баскетбольное
кольцо»
Подвижная игра
«Волан через сетку»

1

1

1

1

Итого

Отработка
удержания
волана на
ракетке
Отработка
подачи волана

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

Отработка
игровых
навыков

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Отработка
игровых
навыков
Отработка
игровых
навыков

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1 час
по 30
минут

Отработка
игровых
навыков
8 часов

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

Отработка
подачи волана

Модуль 4 «Подвижные игры с элементами волейбола»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Декабрь
1 неделя

Мультфильм
«Цветняшки –
Волейбол»

2.

3.

Декабрь
2 неделя

4.

5.

Декабрь
3 неделя

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Форма работы

Место
Формы
проведе контроля
ния
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Подвижная игра
«Не урони внимательно
смотри»
Подвижная игра
«Передал – садись»

1

1 час
по 30
минут

Просмотр
обучающей
презентации,
беседа с
детьми
Отработка
игровых
умений

1

Подвижная игра
«Успей поймать»

1

Подвижная игра
«Делай три шага»

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Отработка
игровых
умений
Отработка
игровых
умений
Отработка
игровых
умений

Уст
ный
опрос

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
22

6.

7.

8.

Подвижная игра
«Перебрось мяч
через сетку из-за
головы»
Декабрь
Подвижная игра
4 неделя «Мяч через сетку от
груди»
Подвижная игра с
родителями
«У кого меньше
мячей».
Итого

1

1 час
по 30
минут

Отработка
игровых
умений

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Отработка
игровых
умений
Развлечение

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

8 часов

Модуль 5 «Русские народные подвижные игры»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Январь
1 неделя

«Народная игра
в жизни
дошкольника»
Подвижная игра
«Рыбаки и
рыбки»
Подвижная игра
«Игра с
петушком»
Подвижная игра
«Обыкновенные
жмурки»
Подвижная игра
«Игровая»

1

Подвижная игра
«Заря»

1

Подвижная игра
«Ваня, Ваня —
4 неделя
простота»
У нас в гостях
казаки
Первомайского
казачьего
общества
Итого

1

2.

3.

Январь
2 неделя

4.

5.

Январь
3 неделя

6.

7.

8.

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Январь

1

1

1

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Форма работы

Место
Формы
проведе контроля
ния

Просмотр
обучающей
презентации,
беседа с детьми
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Знакомство с
игрой,
разминка, игра
Развлечение

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние

8 часов

Модуль 6 «Подвижные игры с элементами хоккея»
23

№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Февраль
1 неделя

Просмотр
мультфильма
«Шайбу! Шайбу!»

2.

3.

Февраль
2 неделя

4.

5.

Февраль
3 неделя

6.

7.

Февраль
4 неделя

8.

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Знакомство с
хоккейной
клюшкой, шайбой
(мяч), правилами
игры

1

Подвижная игра
«Бег с
препятствиями»
Подвижная игра
«Бег по кругу
вдвоём»
Подвижная игра
«Борьба за шайбу»
(борьба за мяч)
Подвижная игра
«Гонки с шайбой»

1

Подвижная игра
«Хоккеисты»

1

Подвижная игра
«Меткая клюшка»

1

Итого

1

1

1

1 час
по 30
минут

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Форма работы

Место
Формы
проведе контроля
ния

Просмотр
обучающей
презентации,
беседа с
детьми
Просмотр
обучающей
презентации,
беседа с
детьми,
рассматриван
ие наглядного
пособия
Игровое
занятие

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Беседа,
опрос

МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Наблюде
ние

Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
8 часов

Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние

Модуль 7 «Подвижные игры с элементами баскетбола»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Март
1 неделя

Совместное с
родителями
посещение
спортивного
комплекса имени
Борисенко А.В.
Знакомство с
баскетбольной
площадкой

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Форма
занятия
Экскурсия,
беседа

Место
Формы
проведе контроля
ния
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

24

2.

3.

Март
2 неделя

4.

5.

Март
3 неделя

6.

7.

Март 4
неделя

8.

Подвижная игра
«Ловец с мячом»

1

Подвижная игра
«Мотоциклисты»

1

Подвижная игра
«Вызовы по
номерам»
Подвижная игра
«Играй, играй, мяч
не теряй»

1

Подвижная игра «У
кого меньше
мячей»
Подвижная игра
«Метко в корзину»

1

Подвижная игра
«Мяч капитану»

1

1

1

Итого

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие

Игровое
занятие
Игровое
занятие
8 часов

МБДОУ Беседа,
д/с ОВ опрос
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

Модуль 8 «Народные подвижные игры Кубани»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Апрель
1 неделя

Просмотр
обучающей
презентации
«Игры казаков»

2.

3.

Апрель
2 неделя

4.

5.

6.

Апрель
3 неделя

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

Подвижная игра
«Казачья»

1

Подвижная игра
«Казакиразбойники»
Подвижная игра
«Панас»

1

Подвижная игра
«Игровая»

1

Подвижная игра
«Курень»

1

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Форма
занятия
Просмотр
обучающей
презентации,
беседа,
рассматриван
ие наглядного
пособия
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие

Место
Формы
проведе контроля
ния
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Беседа,
опрос
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
25

7.

Апрель
4 неделя

8.

Подвижная игра
«Плетень»

1

Подвижная игра
«Кубанка»

1

Итого

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игровое
занятие
Игровое
занятие
8 часов

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

Модуль 9 «Подвижные игры с мячом»
№ п/п

1.

Дата

Тема занятия

Май
1 неделя

Май
2 неделя

Просмотр
мультфильма из
серии
«Смешарики»
«Игры с мячом»
Подвижная игра
«Играй, играй мяч
не теряй!»
Подвижная игра
«Живая цель»

1

Май
3 неделя

Подвижная игра
«Защита
укрепления»
Подвижная игра «У
кого меньше мячей»
Подвижная игра
«Успей поймать»

1

Подвижная игра
«Салки с мячом»

1

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Май
4 неделя

Подвижная игра
«Ты катись, катись,
наш мячик»
Итого

8.

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия
1
1 час
по 30
минут

1

1

1

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Форма
занятия

Место
Формы
проведе контроля
ния

Просмотр
мультфильма,
беседа

МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос

Игровое
занятие

МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Беседа,
опрос

Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
Игровое
занятие
8 часов

Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние
Наблюде
ние

Модуль 10 «Туристические подвижные игры»
№ п/п

Дата

Тема занятия

Коли
Время
чество проведе
часов
ния
занятия

Форма
занятия

Место
Формы
проведе контроля
ния

26

1.

Июнь
1 неделя

2.

3.

Июнь
2 неделя

4.

5.

Июнь
3 неделя

6.

7.

8.

Июнь
4 неделя

Беседа с детьми
«Отправляемся в
поход»
Занятия на
воркауте в
поселке
Первомайском
Спортивное
развлечение
«Туристята»
(с привлечением
родителей)
Экскурсия
«По улицам
любимого поселка»
Презентация
«Животные
Кубани»
Дидактическая игра
«Назови детеныша»

1

Просмотр
экологического
мультфильма
«Мальчик и Земля».
Игра «Изучение
природы»
Квест-игра
«Тропа туриста»
Семейный поход в
парк

1

Итого

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Просмотр
мультфильма,
беседа
Игровое
занятие

1

1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

1 час
по 30
минут
1 час
по 30
минут

Игровое
занятие

МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9
МБДОУ Наблюде
д/с ОВ
ние
№9

1

1

Игровое
занятие

Игровое
занятие
8 часов

МБДОУ
д/с ОВ
№9
МБДОУ
д/с ОВ
№9

Уст
ный
опрос
Беседа,
опрос

2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы
Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной
общеобразовательной общеразвивающей программы (далее помещение для
занятий), соответствует санитарным правилам СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденным Постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ № 28 от 28.09.2020 г.
Спортивный зал оснащен необходимым оборудованием для занятий
физкультурой и спортом.
Соблюдаются гигиенические требования к содержанию помещения и
видам работ для ведения образовательной деятельности.
Перечень оборудования, инструментов и материалов
27

№ п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Оборудование
Количество
Мячи резиновые (большие, легкие)
10
Мячи резиновые (маленькие)
10
Мячи баскетбольные (большие)
2
Мячи баскетбольные (малые)
10
Мячи волейбольные
2
Игровой набор «Городки»
2
Игровой набор «Хоккей»
2
Игровой набор «Бадминтон»
4
Сетка
1
Дуги (большие)
5
Дуги (маленькие)
2
Стойка баскетбольная
2
Скакалки
10
Обручи
10
Канат
2
Трос
1
Палатка
1
Коврики
10
Набор для туризма
3
Рюкзаки
10
Маски для подвижных игр
8 наборов
Атрибуты для подвижных игр
10 наборов
Конспекты занятий: «Подвижные игры на занятиях по легкой атлетики», «Как
играть в городки», «Порядок проведения игры «Городки», «Обучение
построению городошных фигур», «Мама, папа, я – городошная семья»,
«Знакомство с хоккейной клюшкой, шайбой (мяч), правилами игры»,
«Знакомство с баскетбольной площадкой», «Отправляемся в поход»,
«Туристята», «По улицам любимого поселка», «Семейный поход в парк».
Наглядные пособия: «Легкая атлетика», «Игры в детском саду», «Виды
спорта», «Летние виды спорта», «Зимние виды спорта», «Народные игры»,
«Времена года», лэпбук «Все о туризме», фотоальбомы «Наш детский сад»,
«Достопримечательности поселка Первомайского», «Хорошо у нас в саду!»,
«Тропинка в природу», «Мой поселок Первомайский», «Правила поведения в
природе», схемы, карточки.
Методическая литература:
1.
Пензулаева Л.И.Физическая культура в детском саду. Старшая группа. –
М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -128 л.
2.
Картотеки подвижных игр по представленным модулям.
3.
Методические пособия для проведения занятий по представленным
модулям.
4.
Картотека художественной литературы по туризму.
5.
Картотеки игр по предложенным разделам.
6.
Подвижные игры // Теория и методика физической культуры
дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред.
С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева.–СПб.: ВВМ, 2004-С.331-332.
6. Э.И. Адашкявичене «Баскетбол для дошкольников» Просвещение 2003 г.
7. Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость: 8.
Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.: Просвещение,
1981. – 96 с.
9. Воронова Е.К. Формирование двигательной активности детей 5-7 лет. Игры28

24.

эстафеты». ИЗДАТЕЛЬСТВО «Учитель», Волгоград, 2012.
10. Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста / Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
Губа В.П. Солонкин М. «Основы двигательного развития детей дошкольного
возраста» физкультура и спорт 2009г. Стр. 88
11. Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании
детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С. Мозола. – К.: Здоровья,
1998. – 168 с.
12. Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
13. Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки
/ М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.29-33.
14. Кузнецов В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод. пособие
/ В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
15. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.: 1989г.
Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре / М.А.
Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С.42-52.; №10. – С.56-63.
16. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития
ребенка: учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. - М.: Воспитание дошкольника,
2006. - 368 с.
17. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2015.
18. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми среднего дошкольного возраста,
1986 г. М.М. Косторович, А.И. Михайлова «Подвижные игры в детском
саду»,1961 г.
19. Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков 20.
Филиппова С.О, Пономарева Г.Н.. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.
21. С.С. Семенова, М.К. Говорков Городошный спорт», «Азбука спорта» г.
Москва 1981г.
22. В.Г. Гришин « Игры с мячом и ракеткой» Просвещение 1982г.
«Подвижные игры для детей. Опыт поколений». СФЕРА. Санкт-Петербург,
2009.
Игры:
Дидактические игры: «Назови детеныша», «Изучение природы», «Спортивный
инвентарь», «Сложи картинку», «Найди пару», «Отдыхай активно»,
«Спортивное домино», «Спортмеморина», «Спорт зимой и летом», «Спортивная
угадайка», «Четвертый лишний», «На зарядку становись», «Что к чему»,
«Спортивная четверка», «Загадай-отгадай», «Что я знаю о спорте?».
Подвижные игры: «Передай палочку», «Гусеница», «Перепрыгни ручей»,
«Прыжок за прыжком», «Допрыгни до мяча», «Кто дальше?», «Мяч в обруч»,
«Не урони», «Перебрось - поймай», «Перебрось из рук в руки», «Передвинь
флажок», «Осаль воланом», «Забрось волан в баскетбольное кольцо», «Волан
через сетку», «Не урони внимательно смотри», «Передал – садись», «Успей
поймать», «Делай три шага», «Перебрось мяч через сетку из-за головы», «Мяч
через сетку от груди», «У кого меньше мячей», «Рыбаки и рыбки», «Игра с
петушком», «Обыкновенные жмурки», «Игровая», «Заря», «Ваня, Ваня —
простота», Дедушка-Рожок», «Бег с препятствиями», «Бег по кругу вдвоём»,
«Борьба за шайбу», «Гонки с шайбой», «Хоккеисты», «Меткая клюшка», «Ловец
с мячом», «Мотоциклисты», «Вызовы по номерам», «Играй, играй, мяч не
теряй», «У кого меньше мячей», «Метко в
корзину», « Мяч капитану»,
«Казачья», «Казаки-разбойники», «Панас», «Игровая», «Курень», «Плетень»,
«Кубанка», «Играй, играй мяч не теряй!», «Живая цель», «Защита укрепления»,
29

25.
26.
27.
28.
29.

«У кого меньше мячей», «Успей поймать», «Салки с мячом», «Ты катись, катись,
наш мячик».
Мультимедийная установка
1 шт.
Компьютер
1 шт.
Музыкальный центр
1 шт.
МФУ
1 шт.
Фотоаппарат
1 шт.

Информационное обеспечение
№

1.

Информа
ционное
обеспече
ние
Аудио

2.

Видео

3.

Фото

4.

Интернетресурсы

5.

Примечание

1. Комплект аудиозаписи звуков природы (релаксация).
2. Комплект аудиозаписи с веселой фоновой музыкой для
мероприятий и игр.
3. Музыкальные разминки.
1. Презентация «Любимы игры в детском саду».
2. Презентация «Бадминтон».
3. Презентация «Народная игра в жизни дошкольника».
4. Презентация «Игры казаков».
5. Презентация «Животные Кубани».
6. Видео-материалы соревнований по городкам между участниками
игр.
7. Мультфильм «Цветняшки – Волейбол».
8. Мультфильм «Шайбу! Шайбу!»
9.
Мультфильм из серии Смешарики» «Игры с с мячом».
10. Мультфильм «Мальчик и Земля».
11. Интерактивные игры разной тематики.
1. Фотоальбом «Мой детский сад».
2. Фотоальбом «Мой поселок Первомайский».
3. Фотоальбом «Достопримечательности поселка Первомайского».
4. Фотоальбом «Веселые игры в детском саду».
Игры,
задания для https://www.maam.ru/detskijsad/metodichesk
развития детей
oe-posobie-sportivnye-igry-dljadoshkolnikov.html
https://fizinstruktor.ru/дидактические-игрыпо-физкультуре-дл/
https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/igrovyetehnologii/sportivnyie-igryi-v-detskomsadu.html
Методический материал https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obrazпо физической культуре zhizni/2021/04/22/sbornik-metodicheskihmaterialov-po-fizicheskoy-kulture

https://iro51.ru/images/upload/2021/Направл
ения_деятельности/Методические_материа
лы_по_обучению/2021-03-01-Лучшиепрактики-ДОО.pdf
http://instruktor.ucoz.pl/index/metodicheskaja
_kopilka/0-7
https://kollegi30

pedagogi.ru/category/vospitatelyam/metodich
eskie-razrabotki/instruktoru-po-fizicheskojkulture/
https://www.1urok.ru/categories/27?page=1

6.

7.

8.

Сборник мультфильмов https://www.maam.ru/detskijsad/videotekaпо
физическому multfilmov-na-temu-sport.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlyaразвитию
roditeley/2022/01/23/spisok-multfilmov-prosport-i-zozh
Растим
детей. https://растимдетей.рф
Навигатор
для
современных
родителей
https://yandex.ru/search/?text=Каталог+сайтов+п
Каталог сайтов по
о+ФИЗО+в+доу&lr=131451&clid=9582
конструированию

В течение года перечень информационного обеспечения в зависимости от
желания детей
может меняться и пополняться необходимым
познавательным и развивающим материалом.
Кадровое обеспечение
Реализация ДООП осуществляется автором программы Самойлик
Светланой Борисовной, педагогом высшей квалификационной категории по
должности инструктор по физической культуре. Образование среднее
специальное педагогическое. Педагогический стаж 18 лет. Сведения о
повышении квалификации: в 2023 году прошла курсы повышения
квалификации
по
дополнительной
профессиональной
программе
«Педагогическая деятельность в дополнительном образовании» в объёме 108
часов.
2.3. Формы аттестации
Для определения результативности реализации образовательной
программы педагогом осуществляются следующие формы аттестации:
1. Промежуточная.
2. Итоговая.
Промежуточная аттестация осуществляется в ходе выполнения
заданий на занятиях, во время игр, развлечений.
Итоговая аттестация проводится в конце реализации образовательной
программы и демонстрирует результаты достижения целевых ориентиров.
По окончании реализации программы всем воспитанникам в качестве
поощрения вручаются почетные грамоты, медали.
2.4. Оценка планируемых результатов
Оценка планируемых результатов осуществляется
педагогических наблюдений и бесед с детьми.

посредством

2.5 Методические материалы
31

Методы обучения в работе с детьми:
1.
Равномерный метод - постоянная интенсивность учебно-тренировочного
процесса.
2.
Повторный метод - повторение одних и тех же упражнений с
интервалом для отдыха.
3.
Переменный метод - непрерывная работа с меняющейся
интенсивностью.
4.
Игровой метод.
5.
Словесный метод.
6.
Соревновательный метод,
стимулирующий учебно-тренировочный
процесс.
Методы воспитания в работе с детьми:
1.
2.
3.
4.

Убеждение.
Мотивация.
Поощрения.
Упражнение (моделирование).

Технологии программы «Азбука здоровья»:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (подвижные и
спортивные игры, релаксация, пальчиковая, дыхательная, корригирующая,
зрительная гимнастики).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурное занятие,
занятие по ЗОЖ, активный отдых, проблемно-игровые ситуации).
3. Корригирующие технологии (музыкальное воздействие). В различных
формах физкультурно-оздоровительной работы используются для снятия
напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
Данные технологии помогают сбалансировать положительные и
отрицательные эмоции, обеспечивают поддержание душевного равновесия и
жизнеутверждающего поведения.
Формы организации образовательной деятельности: учебное игровое
занятие, соревнования, беседа, встреча с интересными людьми, игра,
наблюдение, развлечение, практическое занятие, презентация, туристический
поход, экскурсия.
Тематика и формы методических материалов по программе:
методический и демонстрационный материал физкультурно-спортивной
направленности, отвечающий целям и задачам программы «Азбука здоровья».
Алгоритм занятия по программе «Азбука здоровья»
32

Структурный
компонент
Вводная часть

Содержание
Эта часть занятия решает психологическую задачу: организовать
детей, собрать и активизировать внимание у детей, вызвать у них
интерес к занятию, создать бодрое настроение.
Для этого используются строевые упражнения, различные виды
ходьбы и бега, прыжки на двух и одной ноге на месте и с
продвижением, упражнения и игры на внимание, элементы танцев и
плясок.
В этой части занятия обеспечивается общая и специальная
подготовка организма к выполнению более сложных упражнений,
которые планируются в основной части занятия, и к повышенной
физической нагрузке.
Общая подготовка наилучшим образом обеспечивается
общеразвивающими упражнениями, воздействующими на все группы
мышц, а также основными движениями (ходьба, бег, прыжки),
которые усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной
систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.
Специальная подготовка направлена на «разогревание» тех
мышц, связок, суставов, которые участвуют в первом упражнении,
проводимом в основной части занятия. Специальная подготовка
решается с помощью общеразвивающих и подготовительных (типа
подводящих) упражнений.

Основная часть

В этой части занятия у детей формируются двигательные навыки
и умения, развиваются физические качества. Последовательность
решения этих задач обусловлена особенностями нервной системы
ребенка дошкольного возраста: сначала разучиваются новые
упражнения, когда работоспособность ребенка находится на
оптимальном уровне. И уже после этого закрепляют навыки в
освоенных движениях и развивают физические качества.
Содержание этой части занятия составляют основные движения
(бег, прыжки, метание, лазанье и др.), игры большой подвижности,
игры-эстафеты, а также в некоторых случаях элементы танцев, плясок.
Когда в основную часть занятия вводят несколько наиболее сложных
движений, то перед каждым из них дают подготовительные,
подводящие упражнения.
В основной части занятия могут разучиваться наиболее сложные
общеразвивающие упражнения. Они используются и в качестве
подготовительных и подводящих упражнений к основным движениям,
а также для развития гибкости, силы, координации движений.
Ее назначение снизить физическую нагрузку, привести организм
Заключительная
ребенка в относительно спокойное состояние, сохранив при этом
часть
бодрое настроение, и подвести итоги занятия. Для решения этих задач
используются ходьба, бег в среднем темпе, элементы танцев,
общеразвивающие упражнения для плечевого пояса, подвижные игры
спокойного характера («Найди предмет». «Найди, где спрятано» и
др.).
Количество частей в каждом занятии и их последовательность
остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия
взаимосвязаны; содержание вводной и заключительной в большей
мере зависит от задач основной части.
33

В зависимости от раздела обучения, от целей и вида занятий методика проведения каждой
части может быть различной. После проведения занятия педагог анализирует его
результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию
деятельности, и намечает дальнейшую перспективу.

Рабочая программа
Рабочая программа физкультурно-спортивной направленности «Азбука
здоровья» представлена в приложении № 1 к настоящей программе.

34

Список литературы
1.
Адашкявичене Э.И. «Баскетбол для дошкольников» Просвещение 2003 г.
2.
Бауэр, О.П. Подвижные игры // Теория и методика физической культуры
дошкольников: учебное пособие для студентов / О.П.Бауэр; под ред.
С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева.–СПб.:ВВМ, 2004-С.331-332.
3.
Вавилова, Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу,
выносливость: Пособие для воспитателя детского сада / Е.Н.Вавилова. – М.:
Просвещение, 1981. – 96 с.
4.
Глазырина Л.Д. Методика физического воспитания детей дошкольного
возраста / Л.Д.Глазырина, В.А. Овсянкин. - М.: Владос, 2000. - 262 с.
5.
Гришин В.Г. « Игры с мячом и ракеткой» Просвещение 1982г.
6.
Демчишин А.А. Спортивные и подвижные игры в физическом
воспитании детей и подростков / А.А. Демчишин, В.Н.Мухин, Р.С. Мозола. –
К.: Здоровья, 1998. – 168 с.
7.
Доронина М.А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного
возраста / М.А.Доронина // Дошкольная педагогика. - 2007. - №4. - С.10-14.
8.
Емельянова М.Н. Подвижные игры как средство формирования
самооценки / М.Н.Емельянова // Ребенок в детском саду. - 2007. - №4. - С.2933.
9.
Кузнецов В.С. Физическое упражнения и подвижные игры. Метод.
пособие / В.С.Кузнецов, Г.А. Колодницкий. - М.: НЦ ЭНАС, 2006. - 151 с.
10. Осокина Т.И. Детские подвижные игры народов СССР. М.: 1989г.
11. Пензулаева Л.И.Физическая культура в детском саду. Старшая группа.
– М.: МАЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. -128 л.
12. Рунова М.А. Особенности организации занятий по физической культуре
/ М.А. Рунова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №9. – С.42-52.; №10. – С.5663.
13. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и
развития ребенка: учеб.пособие / Э.Я. Степаненкова. - М.: Воспитание
дошкольника, 2006. - 368 с.
14. Степаненкова Э.Я. Сборник подвижных игр. – ИЗДАТЕЛЬСТВО
МОЗАИКА-СИНТЕЗ, М., 2015.
15. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми среднего дошкольного
возраста, 1986 г. М.М. Косторович, А.И. Михайлова «Подвижные игры в
детском саду»,1961 г.
16. Филиппова С.О. Формирование у дошкольников двигательных навыков
/ С.О.Филиппова, Г.Н.Пономарева. - СПб.: ВВМ, 2004. - С.101-108.
17. С.С. Семенова , М.К. Говорков Городошный спорт», «Азбука спорта» г.
Москва 1981г.
18. В.П. Губа М. Солонкин «Основы двигательного развития детей
дошкольного возраста» физкультура и спорт 2009г. Стр. 88
19. «Подвижные игры для детей. Опыт поколений». СФЕРА. СанктПетербург, 2009.

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Праздник День матери

Праздник День матери занимает особое место. Это тот праздник, к которому никто не может остаться равнодушным. Ведь мама - это безграничная любовь, тепло, нежность, забота, уют и спокойствие.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».